Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ


Права

Обязанности

Ответственность

Свободы

Гарантии

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физике
1. Вводный инструктаж по технике безопасности носит ознакомительных характер о правилах поведения в кабинете физики. Цель данного инструктажа заключается в ознакомлении учащихся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.

Проводится такой инструктаж в виде лекций, беседы заведующим кабинетом (учителем) физики. Факт проведения вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журналах учета учебной работы.

2. Инструктаж на рабочем месте может быть первичным и повторным. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в кабинете физики. Повторный инструктаж проводится в случае использования при проведении практических работ однотипного оборудования.

Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний учащихся, устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

О проведении первичного либо повторного инструктажа на рабочем месте проводивший инструктаж делает запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.

При проведении инструктажей необходимо пользоваться Инструкцией по технике безопасности для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда. Для учащихся Инструкции вывешиваются на стендах в кабинете физики.  подробнее

Категории детей в нормативных правовых актах
В нормативных правовых актах Российской Федерации дети как субъекты правоотношений представлены несколькими категориями. Так в российском законодательстве есть специальные нормы в отношении детей, одаренных детей; детей-инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, проживающих в районах Крайнего севера; детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС; детей, прибывших без родителей из зон военного и межнационального конфликтов; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей, имеющих недостатки в психическом и(или) физическом развитии; детей-жертв вооруженных конфликтов экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей-жертв насилия; детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; детей с отклонениями в поведении; детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; детей-беспризорников; детей-безнадзорников; детей из многодетных семей. Соответствующие нормы правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей, лиц их заменяющих.

С 1991 года в Российской Федерации было принято более 140 законов и подзаконных актов по проблемам защиты прав детей.  подробнее

  • Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.doc (application/msword, 39936 байт)
  • Квалификационная категория педагогического работника
    Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

    Квалификационная категория является существенным фактором при установлении оплаты труда педагогу. Она присваивается педагогу по итогам аттестации сроком на 5 лет и является подтверждением соответствия уровня квалификации педагога требованиям квалификационной категории.

    Право на аттестацию и последующее присвоение квалификационной категории предоставляется педагогическим работникам, имеющим помимо соответствующего образования стаж педагогической деятельности. Для аттестации по I категории - не менее 2 лет, для аттестации по высшей квалификационной категории - не менее 2 лет при наличии первой квалификационной категории.

    Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением ему квалификационной категории (добровольная аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи.

    Установленная педагогу квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Она сохраняется на этот период при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Существенным изменением при установлении квалификационных категорий является отмена взаимоучета квалификационных категорий для разных педагогических должностей. Если ранее допускалось учитывать квалификационную категорию, например, по должности «учитель» для должности «воспитатель», то новый порядок определяет, что для каждой должности возможна только своя квалификационная категория. В силу этого допускается проведение аттестации по всем должностям, которые педагогический работник совмещает в данной организации или выполняет у разных работодателей на условиях совместительства.

    Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться работнику оплата труда с учетом присвоенной квалификационной категории.

    Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся следующие записи: в графе 1 – порядковый номер вносимой записи; в графе 2 – дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 – «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета); в графе 4 – дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись.

    Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209.

      подробнее

    Концертмейстер и музыкальный руководитель
    Диапазон профессиональной деятельности как концертмейстера, так и музыкального работника, достаточно широк и определяется спецификой учреждения, в котором он работает. В учреждениях дополнительного образования функции концертмейстера и музыкального работника часто приближаются к функциям педагога дополнительного образования. В связи с этим данные специалисты должны владеть общим объемом знаний и умений, необходимым для работы с детьми, а также специальными - художественно-эстетическими, музыкальными, исполнительскими, дирижерскими и т.п.  подробнее
  • Аттестация концертмейстера и музыкального руководителя.doc (application/msword, 84480 байт)
  • Локальные нормативные правовые акты образовательного учреждения
    Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения.

    Локальный нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

    Структура локального нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

    Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

    Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

    Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

    При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

    Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

    Подготовленный проект локального нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка.

    Локальный нормативный правовой акт утверждается (подписывается) руководителем образовательного учреждения.

    Нормативный правовой акт должен содержать следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

    Локальный акт о приеме учащихся в 10 класс может разрабатываться как органами управления образованием, так и самим образовательным учреждением.

    Он может иметь форму приказа по образовательному учреждению, с включением в него приложения «Правила приема учащихся в 10-е классы».

    Локальный акт в форме Положения может в своей структуре содержать следующие разделы: I. Общие положения; II. Порядок организации целевого приема; III. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний.  подробнее

  • Приказ Минопроса СССР Об утвеждении инструкции о ведении школьной документации (1974).doc (application/msword, 579584 байт)
  • Письмо Минпроса РСФСР от 01.09.1980 № 364-М О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.doc (application/msword, 149504 байт)
  • Методы воспитания, применение которых приводит к увольнению педагога
    Применение педагогом методов физического или психического насилия в своей профессиональной деятельности может обернуться для него увольнением. Юридическое значение указанных способов воспитания пока не определено. В этом вопросе придерживаются общепринятой педагогической практики.

    Так, к методам физического насилия относят преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие на учащегося, которое распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, понижает его нравственный и социальный статус. Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к учащемуся. Применение таких методов воспитания будет расцениваться как грубое нарушение Устава учреждения, в том случае, если в Уставе образовательного учреждения указана такая форма его нарушения. В отношении других (непедагогических) работников данная норма Трудового законодательства не применяется, однако из этого не следует, что иные (непедагогические) работники не должны соблюдать норм общественной морали. В последнем случае вопрос исследуется как нарушение норм общественной морали. Право производить увольнение по ст. 336 ТК РФ остается за руководителем образовательного учреждения или иным органом, указанным в Уставе.  подробнее

    Несколько запретов при обучении химии
    Кабинет химии – это специальное учебное помещение, где необходимо соблюдать повышенные меры безопасности, как во время осуществления учебного процесса, так и при подготовке практикумов. Учебный процесс в таком кабинете ограничен определенными запретами. В кабинете химии запрещается:

    1) проводить занятия не связанные с изучением химии (классные часы, занятия по другим предметам или занятия группы продленного дня).

    2) присутствие учащихся в лаборантской комнате;

    3) нахождение учащихся в помещении кабинета в отсутствии учителя химии;

    4) допуск учащихся к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии;

    5) пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде;

    6) менять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в значками X и XX;

    7) выбрасывать в канализацию реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ;

    8) выполнять лабораторные и практические работы учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами (в этом случае администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе);

    9) использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край;

    10) при пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом;

    11) проведение учащимися самостоятельно любых опытов, не предусмотренных при выполнении конкретной практической работы;

    12) загромождение проходов между рядами портфелями, сумками.

    13) выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя;

    14) уборка любых химических веществ силами учащихся без контроля учителя;

    15 самостоятельно устранять неисправности в приборах;

    16) оставлять без присмотра нагревательные приборы.  подробнее

    Номенклатура дел заместителя директора по воспитательной работе в среднем специальном учебном заведении
    Для определения номенклатуры по организационно-воспитательной работе следует исходить из основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 27.12.2002 № 4669), а также минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 № 30-51-914/16).

    Примерная номенклатура данной работы разрабатывается самим образовательным учреждением и может содержать следующие документы:

    Концепцию воспитательной работы в образовательном учреждении;

    программы, планы, локальные акты, регламентирующик воспитательную деятельность;

    отчеты совета образовательного учреждения, отделений;

    инструкции, методические рекомендации;

    положения о структурных подразделениях, функционально ответственных за воспитательную работу в образовательном учреждении;

    должностные инструкции лиц, осуществляющих воспитательную работу;

    документы органов студенческого самоуправления (протоколы заседаний, планы работы, отчетная документация);

    документы о наличии и использовании материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

    финансовая документация по осуществлению воспитательной работы;

    информационно-методические материалы в помощь организаторам воспитательного процесса;

    мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении;

    материалы, связанные с обсуждением вопросов организации воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов и другие документы.  подробнее

    О тождестве наименований должностей и образовательных учреждений
    Продолжительность трудового стажа педагога имеет особое значение при досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.

    В стаж для ее начисления относят только те периоды работы педагога, которые связаны с трудовой деятельностью в учреждениях для детей. Список этих учреждений строго регламентирован и утвержден Правительством Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 29.10.2001г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Российская газета от 6.1..2002 г.,№ 212) определен перечень должностей, работа в которых предоставляла право педагогическому работнику на досрочное назначение такой пенсии.

    Однако в этот Перечень не были отнесены наименования тех должностей, которые применялись еще до вступления в силу Трудового кодекса РФ (2002г.). При назначении «пенсии по выслуге лет» нередко возникают коллизии: педагог вроде бы всю жизнь посвятил работе с детьми, а вот наименование его должности не позволяет Пенсионному фонду отнести этот период к педагогическому стажу, учитываемому для назначения такой пенсии. Работнику приходится разрешать спорную ситуацию в судебном порядке. Особенно противоречивая ситуация складывается, когда наименование должности работника по существу совпадает с тем, что указано в нормативном правовом документе, но несколько отличается от того, что зафиксировано в его трудовой книжке.

    В этом случае обращаются к согласовательным актам Минсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Министерства образования и науки РФ, устанавливающим тождества отдельных наименований должностей.  подробнее

  • Приказ Минздрасоцразвития России от 5 июля 2005 №440 Об установлении тождества отдельных наименований должностей.doc (application/msword, 22528 байт)
  • Постановление минтруда РФ от 23.06.2003 № 39.doc (application/msword, 35840 байт)
  • Постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 68.doc (application/msword, 37376 байт)
  • Приказ госкомитета по физической культуре и спорту от 28.12.1995 № 1588-ИТ.doc (application/msword, 38912 байт)
  • Образование педагогического работника
    В дошкольном образовательном учреждении, а также в образовательном учреждении дополнительного образования детей к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

    В общеобразовательное учреждение на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

    В специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс в осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

    В учреждении начального профессионального образования к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

    В учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

    Подтверждением образовательного уровня педагога является документ об образовании государственного образца. Для бакалавров, магистров и специалистов, имеющих высшее образование, таким документом является диплом о высшем профессиональном образовании.

    Диплом о высшем профессиональном образовании (далее - диплом) выдается выпускнику вуза, прошедшему в установленном порядке итоговую государственную аттестацию. Основанием выдачи диплома является решение государственной аттестационной комиссии. Диплом с отличием выдается выпускнику вуза, если по результатам итоговой государственной аттестации выпускник вуза имеет только оценки "отлично". Для получения диплома с отличием в целом оценок "отлично", включая оценки по итоговой государственной аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки - "хорошо".

    Для магистра дополнительным условием выдачи диплома с отличием является обязательное наличие у него документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием".

    Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование. При приеме на работу студенту вуза в должности учителя или другого педагогического работника следует предъявить справку из деканата, заверенную подписью декана и гербовой печатью учебного заведения.

    Диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается студентам (слушателям), прервавшим обучение и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом вуза по очной форме обучения. Наличие у работника диплома о неполном высшем профессиональном образовании права на установление оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование не дает.

      подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer