Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ


Права

Обязанности

Ответственность

Свободы

Гарантии

Органы, рассматривающие споры между субъектами образовательных отношений
В системе образования неурегулированные разногласия возникают между всеми участниками образовательных отношений по поводу действий и решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение образовательных либо связанных с ними иных отношений, а также споры абитуриентов по поводу итогов вступительных испытаний.

К органам, рассматривающим правовые споры участников образовательных отношений, относятся:

1) Апелляционная комиссия приемной комиссии вуза – создается в соответствии с распоряжением руководителя учреждения на период проведения вступительных испытаний для рассмотрения апелляций. Порядок формирования, состав, полномочия и ее деятельность регламентируются положениями, утверждаемыми ректором высшего учебного заведения.

2) Конфликтные комиссии экспериментов в области образования - решают спорные вопросы, возникающие при оценке экзаменационных работ в рамках эксперимента (например, эксперимент по применению единого государственного экзамена – ЕГЭ), защите прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте. Положение о конфликтной комиссии и ее состав утверждаются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

3) Совет образовательного учреждения - разрешает правовые споры, связанные с проведением промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников), применением дисциплинарных взысканий и иных действий и решений органов управления образованием к обучающимся.

4) Комиссия по трудовым спорам в образовательном учреждении (КТС) - рассматривает трудовые споры работников, возникающие в образовательных учреждениях. Избирается на общем собрании трудового коллектива образовательного учреждения. Если учреждение большое, то КТС могут быть созданы в его структурных подразделениях. КТС рассматривает жалобу работника в течение 10 дней со дня подачи ее в комиссию. Администрация учреждения обязана выполнить решение КТС через 3 дня по прошествии 10-дневного срока, отпущенного на обжалование решения КТС.

5) Органы по опеке и попечительству – участвуют в рассмотрении вопросов, связанных с исключением из образовательного учреждения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

6) Органы управления образованием – рассматривают жалобы по поводу нарушения прав обучающихся, некачественного предоставления образовательной услуги, исключения учащихся из учреждения.

7) Мировой судья – должностное лицо, единолично рассматривающее дела в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в качестве суда первой инстанции.

8) Суды – осуществляют правосудие в форме рассмотрения спорных дел в установленном законом процессуальном порядке.  подробнее

  • О применении судами трудового законодательств.doc (application/msword, 212480 байт)
  • Рекомендации о работе КТС.doc (application/msword, 71680 байт)
  • Особенности Автоматизированных лабораторных практикумов
    Особенности создаваемых для дистанционного обучения научно-методических пособий определяются Отраслевым стандартом "Учебная техника для образовательных учреждений. Системы автоматизированного лабораторного практикума". Основные положения. ОСТ 9.2-98.

    В соответствии сданным нормативным актом система автоматизированного лабораторного практикума (АЛП) должна обеспечивать: развитие у обучаемых необходимых навыков к самостоятельному проведению эксперимента; ознакомление обучаемых с современными методами, приемами и средствами научного и экспериментального познания; приобретение опыта обращения с современными техническими и программными средствами лабораторного и научного эксперимента; развитие творческой активности.

    Поэтому разрабатываемая система АЛП должна обладать следующими основными свойствами:

    - модульностью - способу построения оборудования и программного обеспечения из различных модулей в зависимости от требований соответствующей дисциплины, уровня преподавания и обучаемых, развития технического прогресса в данной области знаний и т.д. Состав модулей, соотношение между физическим и математическим моделированием определяется разработчиком;

    - совместимостью - возможностью сопряжения с имеющимся и вновь создаваемым учебно-лабораторным и экспериментальным оборудованием, а также стандартной измерительной и вычислительной аппаратурой;

    - универсальностью - возможностью использования системы АЛП для разного уровня образования с учетом профессионально - ориентированной направленности и междисциплинарных связей.

    В зависимости от педагогических и дидактических требований системы АЛП могут создаваться в виде:

    - типовых комплектов оборудования для конкретной тематики; - универсальных комплексов, оперативно перестраиваемых под конкретную тематику.

    Классификация АЛП построена на определение вида обучающей системы. Системы могут быть специализированными; многоцелевыми; исследовательскими; тренажерными и иного назначения.

    По проблемно - тематической ориентации выделяются следующие виды систем АЛП: естественно-научные; общетехнические; технологические; иного назначения.

    По территориальной удаленности объектов системы АЛП от пользователей выделяются следующие виды систем АЛП: глобальные; национальные; региональные; локальные.

    По способу реализации изучаемого объекта или процесса выделяются следующие виды систем АЛП: с использованием физических моделей; использованием имитационных (математических) моделей; использованием натурных физических объектов и процессов.  подробнее

    Особенности расписания уроков в общеобразовательном учреждении
    При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для обучающихся начальных классов основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся 5-11 классов обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Так, современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках. В целом же распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Важным моментом учебного дня является наличие перемен между уроками. Санитарное законодательство предписывает, что продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.  подробнее

    Особенности учебной практики в среднем специальном учебном заведении
    Производственная (профессиональная) практика согласно Постановлению Правительства РФ от 3.03.2001 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» является одним из основных видов учебных занятий.

    Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

    Приказ Минобразования России от 21.07.1999 г. № 1991 «Об утверждении положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования» выделяет в производственной практике студентов следующие этапы:

    практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);

    практика по профилю специальности (технологическая);

    практика преддипломная (квалификационная или стажировка).

    Содержание всех этапов производственной (профессиональной) практики определяется примерной программой производственной (профессиональной) практики. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Производственная (профессиональная) практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.  подробнее

    Ответственность за соблюдение техники безопасности при изучении физики
    Особая роль в процессе обеспечения охраны труда учащихся при изучении физики отводится заведующему кабинетом (лабораторией) физики, учителю физики. Именно данные работники принимают необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий; обеспечивают выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности и гигиене труда; проводят занятия и работы по технике безопасности; обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов, санитарное состояние помещений; проводят инструктаж учащихся по технике безопасности и гигиене труда с последующим оформлением инструктажа в журнале; немедленно извещают руководителей о каждом несчастном случае; несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими обязанностей по охране труда учащихся.

    Заведующий кабинетом (учитель физики) обязан по окончании работ отключить электрооборудование, находящееся под напряжением, а, уходя, закрыть ключом двери лаборантской и кабинета физики.

    Ответственность за соблюдение техники безопасности при изучении физики возлагается и на лаборанта кабинета физики. Данный работник отвечает за правильность хранения и эксплуатацию оборудования, подготовку его для лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов, профилактику (удаление влаги и пыли, смазка отдельных деталей) приборов и аппаратуры, приспособлений и принадлежностей, наличие средств оказания первой помощи и противопожарного инвентаря. Он следит за выполнением учащимися правил техники безопасности и гигиены труда.

    Инструктирование и обучение учащихся соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда проводится со всеми учащимися в виде: вводного (при первом посещении кабинета) и на рабочем месте (перед выполнением лабораторных и практических работ) инструктажей.  подробнее

    Ответственность педагога
    Ответственность педагога - это предусмотренная правовыми нормами обязанность педагога претерпевать неблагоприятные для него последствия вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

    В соответствии с трудовым законодательством можно выделить общую и специальную ответственность педагога. Общая дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового права и по своему содержанию совпадает с ответственностью всех работников, специальная - регулируется нормами образовательного законодательства. Нормами законодательства в области образования предусмотрено, что педагог несет ответственность за повторное в течение года грубое нарушение Устава организации; применения (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий; некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам; недостойное поведение на работе, в быту; несоблюдение требований охраны труда и производственной санитарии, гигиены, противопожарной и экологической безопасности.

      подробнее

    Отзыв педагога из отпуска
    На практике не редки ситуации, когда отпуск педагогического работника превышает продолжительность школьных каникул и у администрации образовательного учреждения возникает необходимость отзыва его из отпуска. Педагогические работники прерывают свой отпуск, поскольку надо проводить учебные занятия, подготавливать кабинеты к началу учебного периода. Обращаем внимание на то, что процедура отзыва из отпуска должна обязательно осуществляться с соблюдением конституционного права работника на отдых.

    Следует помнить, что Трудовой кодекс РФ (ч.2 ст.125) допускает возможность отзыва работника из его ежегодного оплачиваемого отпуска только с согласия работника.

    В том случае, если работник не возражает прервать свой отпуск и досрочно выйти на работу, админиcтрация учреждения обязана выход работника из отпуска на работу оформить приказом (распоряжением), на котором обязательно проставляется согласие работника. В этом же приказе оговариваются условия компенсации прерываемого отпуска, т.е. время, когда работник сможет отдохнуть согласно неиспользованной части отпуска. Денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы после выхода из отпуска. В период, когда работнику предоставляются дни неиспользованной части отпуска, расчет "отпускных" осуществляется заново.

    Неиспользованная часть отпуска предоставляется в том же году, либо в порядке исключения присоединяется к отпуску за следующий год. При выходе из отпуска режим работы у педагога, прервавшего его, должен соответствовать объему его учебной нагрузки в соответствии с тарификацией учебного года, по итогам которого он находился в отпуске. Если педагог не может воспользоваться неиспользованной частью отпуска в натуре, то по его письменному заявлению эта часть отпуска, в соответствии со ст. 126 ТК РФ, может быть заменена денежной компенсацией. Однако, в последнем случае следует помнить, что практика по замене отпуска компенсациями пока еще мала и не обобщена соответствующими органами власти, поэтому данный вопрос решается по соглашению сторон. Замена отпуска денежной компенсацией - это право, а не обязанность работодателя.  подробнее

    Отпуск работающему по совместительству
    Педагоги, работающие на условиях совместительства или неполного рабочего дня, имеют право на отпуск такой же продолжительности, что и работники по основному договору или на полной ставке.

    Лицу, работающему по совместительству, в соответствии со ст.286 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. Если данный работник не отработал 6 месяцев, то отпуск ему предоставляется авансом. В том случае, когда на работе по совместительству продолжительность отпуска меньше, чем на основном месте работы, работодатель по просьбе работника предоставляет ему дополнительные дни без сохранения заработной платы. Для этого работник должен предъявить справку с основного места работы с указанием продолжительности очередного оплачиваемого отпуска.  подробнее

    Отчисление из образовательного учреждения
    Закон РФ "Об образовании" в ст. 19 предусматривает исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения только по решению органа управления образовательного учреждения за совершение неоднократно грубых нарушений устава образовательного учреждения.

    Исключение из образовательного учреждения - это крайняя мера дисциплинарного взыскания, допускаемая в отношении обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет.

    Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства, комиссии по делам несоершеннолетних и защите их прав.

    Процедура исключения обучающегося из образовательного учреждения оформляется приказом, объяснительными записками, протоколами индивидуальной работы с обучающимся и его родителями, фиксацией фактов неоднократных грубых нарушений устава и обязывает образовательное учреждение в течение в трех дней с момента принятия решения проинформировать об этом органы местного самоуправления, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы местного самоуправления (органы управления образованием, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства) совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

    Закон РФ "Об образовании" ограничивает пребывание обучающихся в общеобразовательном учреждении. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения по достижении ими восемнадцати лет отчисляются из учреждения.

    Исключение составляют только дети и подростки с отклонениями в развитии; подростки с девиантным (общественно опасным) поведением; граждане, содержащиеся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях. Срок пребывания в общеобразовательных учреждениях для них может быть увеличен.

    Типовым положением об учреждении начального профессионального образования предусмотрено, что порядок отчисления из учреждения определяется его Уставом.

    В учреждениях среднего профессионального образования отчисление из учебного заведения допускается в отношении студентов, не выполнивших учебный план по специальности в установленные сроки по неуважительной причине. Исключение студентов из учреждения допускается за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка.

    Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.  подробнее

    Охрана труда при работе на персональном компьютере
    Работа на компьютере занимает значительное время не только у специалистов, непосредственно связанных с их обслуживанием, обеспечивающих обмен информацией в реальном режиме, но и у тех, кто сегодня активно использует дистанционные формы получения образования. Это и студенты, и преподаватели учебных заведений. С изданием Приказа Минобрнауки РФ от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных технологий» компьютеры стали обязательным средством обучения и в общеобразовательных учреждениях.

    Педагоги дистанционного обучения, осуществляя дистанционное обучение для обучающихся, должны помнить об особенностях работы с персональными компьютерами.

    К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте.

    При эксплуатации персонального компьютера на пользователя могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенный уровень статического электричества; пониженная ионизация воздуха; статические физические перегрузки; перенапряжение зрительных анализаторов. Поэтому обучающийся или работник образовательного учреждения, которые работают на персональных компьютерах, обязаны выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности, соблюдать меры пожарной безопасности.

    Женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием компьютеров, не допускаются.

    Пользователям персональных компьютеров при работе на них запрещается:

    - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;

    - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

    - допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;

    - производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования; - работать на компьютере при снятых кожухах;

    - отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур.  подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer