Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ


Права

Обязанности

Ответственность

Свободы

Гарантии

Поощрения в сфере образования
Трудовым кодексом РФ (ст.191) предусмотрены следующие виды поощрений работника: объявление благодарности; выдача премии; награждение почетной грамотой; представление к званию лучшего в своей профессии. Трудовое законодательство не исключает возможности одновременного использования нескольких способов поощрения работника: и материального, и морального. За особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.

В сфере образования применяются два типа поощрений: вручение работникам отраслевых наград Министерства образования Российской Федерации и государственных наград. При этом каждый тип поощрения может быть представлен в виде денежной премии, ценного подарка, нагрудных знаков, почетной грамоты или благодарности, звания.

Отраслевые награды - это форма поощрения и стимулирования работников в сфере образования за заслуги и достижения в педагогическом воспитании, образовании, науке, экономике. Приказом Минобразования 6.10.2004 № 84 предусмотрены следующие виды поощрения: медаль К.Д.Ушинского; нагрудный знак "Почетный работник общего образования РФ"; нагрудный знак "Почетный работник начального профессионального образования РФ"; нагрудный знак "Почетный работник среднего профессионального образования РФ"; нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ"; нагрудный знак "За милосердие и благотворительность"; почетная грамота Министерства образования РФ; благодарность Министерства образования РФ.

Государственные награды и премии РФ устанавливаются Указами Президента и Постановлениями Правительства. Например, Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 "Об установлении почетных званий и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ" установлены звания: "Заслуженный учитель РФ" и "Народный учитель РФ".

Все поощрения за труд, применяемые по отношению к работнику, оформляются изданием соответствующего приказа (распоряжения) руководителя образовательного учреждения с указанием вида поощрения, и заносятся в трудовую книжку работника в раздел "Поощрения и награждения".  подробнее

Порядок аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах.

Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Применяется такая аттестация, как правило, в отношении лиц, не имеющих квалификационную категорию. Поэтому педагогические работники высших учебных заведений, работающие в дошкольных, общеобразовательных учреждениях или учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не имеющие квалификационной категории будут проходить такую аттестацию на общих основаниях.

Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, т.к. по смыслу Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 она для него является теперь обязанностью. Отметим, что ни один другой нормативный акт не содержит указание на такую обязанность педагогического работника. Однако отказ педагога, не имеющего квалификационной категории, от прохождения обязательной аттестации может рассматриваться как нарушение дисциплины труда. Результат обязательной аттестации влияет на право педагогического работника работать в данной организации в соответствующей должности.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Результаты этой аттестации влияют на установление размера заработной платы педагога. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия, педагог может не проходить обязательную аттестацию.

  подробнее

Порядок пользования библиотекой
При пользовании библиотечным фондом существует несколько правил пользования услугами библиотеки, ее специализированных отделов (абонементом, читальным залом) и компьютерами, расположенными в библиотеке.

Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия - учебный год;

- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

- периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.  подробнее

Порядок приема в образовательное учреждение
В соответствии с законодательством об образовании порядок приема в образовательные учреждения регулируется Законом РФ "Об образовании", а также Правилами приема, которые разрабатываются учредителем данного образовательного учреждения и закрепляются в Уставом образовательного учреждения.

Учредитель общеобразовательного учреждения устанавливает порядок приема в него на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Обучение в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования начинается с достижения детьми возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

В вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Если поступающие в вечернее общеобразовательное учреждение не имеют таких документов, то они принимаются по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учреждения, как правило, до начала учебного года. Лица, перешедшие из других общеобразовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.  подробнее

Порядок установления тождества профессий, должности, учреждения, структурного подразделения

Установление тождества профессий, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые были предусмотрены в ранее действовавших списках, с учетом которых назначалась пенсия в связи с особыми условиями труда, осуществляется только федеральными органами власти.

Еще 2003 году в совместном письме Минтруда РФ, Минобразования России, Минздрава РФ, Министерства культуры РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.05.2003-6.06.2003 № 504-АП/20-51-1921/20-5/3946-01-50/32/М3-25-23/5901 был определен порядок подготовки документов по установлению тождества.

Суть тождества указанных профессии заключается в сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работниками, выработавшими специальный трудовой стаж по тем профессиям, которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, служащих (ЕТКС) без изменения характера работы были унифицированы в профессии с другими наименованиями, предусмотренными действующими списками работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

Установление тождества было отнесено п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 к компетенции Министерства труда и социального развития Российской Федерации. При необходимости установления указанного тождества образовательное учреждение может обратиться в орган управления образованием, который подготовит документы для представления в Министерство образования РФ, выступающее субъектом инициативы по установлению тождества. Министерство образования РФ и Профсоюз работников народного образования и науки обращаются с соответствующими документами, подтверждающими тождество должности, учреждения, структурного подразделения, имевших ранее иные наименования, отличные от предусмотренных соответствующими списками, в Министерство труда и социального развития РФ.

На основании оценки представленных документов Министерства труда и социального развития РФ принимает по согласованию с пенсионным фондом РФ соответствующее постановление text-indent: 20pt;подлежащее регистрации в Министерстве юстиции РФ), а в случае отказа извещает об этом заинтересованное министерство.

  подробнее
  • Постановление Минтруда от 25.07.2003 № 57 — версия для печати (application/msword, 36352 байт)
  • Постановление Правительства РФ от 3.10.2003 № 67 "О тождестве наименований образовательных учреждений" — версия для печати (application/msword, 43520 байт)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278 — версия для печати (application/msword, 35840 байт)
  • Почетные звания учителей
    Среди государственных наград особое место занимает представление лучших учителей России к почетным званиям. Согласно Указу Президента от 30.12.1995 № 1341 "Об установлении почетных званий в РФ, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ" в нашей стране установлены звания "Заслуженный учитель РФ" и "Народный учитель РФ".

    Почетное звание "Заслуженный учитель РФ" присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методических разработках, касающихся образовательного процесса, и работающим по специальности 15 и более лет. Звание присуждается лицам, имеющим высшую квалификационную категорию.

    Указ Президента РФ от 2.03.2000 № 463 "О внесении дополнения в Указ президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ" определяет порядок присвоения звания "Народный учитель РФ". Это звание присуждается не ранее чем через пять лет после присвоения почетного звания "Заслуженный учитель РФ" работникам образовательных учреждений, которые внесли особый вклад в отечественное образование и чьи достижения в этой сфере получили широкое общественное признание. При этом лицо, выдвинутое к награждению, должно иметь стаж педагогической работы не менее 20 лет и высшую квалификационную категорию.  подробнее

    Права воспитанника дошкольного учреждения
    Первым учебным заведением российских детей является дошкольное образовательное учреждение. Согласно постановлению Правительства РФ от 1.07.1995 № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», дети могут обучаться в них, начиная с двух месяцев до 10 лет. Дошкольные образовательные учреждения решают задачи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальной охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

    Основными субъектами образовательных отношений в таких учреждениях являются воспитанники, обучающиеся, их родители (иные законные представители) и педагогические работники. Поскольку возраст детей, пребывающих в таких учреждениях не позволяет им в полной мере осознавать весь объем прав и обязанностей, контроль за реализацией этих прав и обязанностей возлагается на родителей. К правам воспитанников дошкольных учреждений можно отнести права на:

    - охрану жизни и здоровья;

    - защиту от всех форм физического и психического насилия;

    - уважение личности и защиту его достоинства;

    - предоставление свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями;

    - удовлетворения физиологических потребностей (сон, питание, прогулки на свежем воздухе);

    - удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

    - получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;

    - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и медицинских услуг;

    - предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.  подробнее

    Права и академические свободы педагога
    Права и академические свободы педагога - это мера возможного поведения специалиста в соответствии со своим пониманием профессиональных задач и миссии данной профессии. Они реализуются педагогом в организации, осуществляющей образовательную деятельность или в рамках индивидуальной педагогической работы.

    Права и свободы педагога регулируются трудовым и образовательным законодательством, а также международными нормами и принципами.

    Педагогические работники пользуются следующими академическими свободами: свобода преподавания, свобода проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися образовательных программ, в том числе рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей.

    Педагогические работники пользуются следующими академическими правами право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного курса, предмета, дисциплины, модуля; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; право на бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых и других структурных подразделений (при их наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность; право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления в порядке, определяемом уставом этой организации; право на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации; право на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации; право на занятие индивидуальной педагогической деятельностью, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время; право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; право на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.

    Педагогические работники имеют следующие трудовые права: право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на ежемесячную денежную ком-пенсацию в целях содействия обеспечению печатными и электронными учебными и методическими, в том числе нотными и периодическими, изданиями; право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; право на предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений; иные трудовые права.

      подробнее

    Права и обязанности пользователей библиотеки
    Пользователи библиотеки имеют право:

    а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

    б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

    в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

    г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

    д) продлевать срок пользования документами;

    е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

    ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

    з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

    и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;

    к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

    Пользователи библиотеки обязаны:

    а) соблюдать правила пользования библиотекой;

    б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

    в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

    г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

    д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

    е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);

    ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

    з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

    и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.  подробнее

    Права обучающихся в общеобразовательных учреждениях
    Учащиеся общеобразовательных учреждений имеют права на:

    - получение бесплатного общего образования (начального, основого, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

    - обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом и другими локальными актами общеобразовательного учреждения;

    - ускоренный курс обучения;

    - текущую, промежуточную и итоговую аттестацию;

    - бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки учреждения;

    - получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

    - участие в управлении образовательного учреждения в формах, определяемых Уставом учреждения;

    - уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести и информации;

    - на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

    - на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

    - на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

    - питание в образовательном учреждении;

    - защиту прав, охрану жизни и здоровья, защиту от всех форм дискриминации;

    - перевод в следующий класс условно, в случае наличия задолженности по одному предмету, полученной в результате итоговой аттестации;

    - перевод в другие учебные заведения соответствующего типа в случае ликвидации (закрытия) учебного заведения, в котором он учился;

    - повторное обучение, по усмотрению родителей, в случае наличия академической задолженности по двум и более предметам;

    - обучение в классах компенсирующего обучения по усмотрению родителей;

    - обучение в форме семейного образования;

    - оставление общеобразовательного учреждения по достижении 15-ти лет при согласии родителей и местного органа управления образованием;

    - получение знаний по начальной профессиональной подготовке только с согласия родителей и самих обучающихся;

    - защиту от применения педагогами методов физического и психического насилия. Защита прав детей возложена на родителей.

    Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений имеют право на получение льгот, установленных законодательством РФ для обучающихся государственных и муниципальных учебных заведений.  подробнее

  • Адаптация ребенка при переходе из начальной школы в основную.doc (application/msword, 132608 байт)

  • назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer