Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ


Права

Обязанности

Ответственность

Свободы

Гарантии

Право педагога на отпуск
Трудовое законодательство РФ устанавливает педагогическим работникам ежегодные оплачиваемые отпуска и отпуска целевого назначения. К ежегодно оплачиваемым отпускам относят: минимальный ежегодный основной оплачиваемый отпуск; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

К отпускам целевого назначения относят: длительные отпуска; отпуска без сохранения заработной платы; отпуска работникам, совмещающим работу с обучением; отпуска лицам, осуществляющим уход за детьми; отпуска по беременности и родам; отпуска работникам, усыновившим ребенка; отпуска при работе по совместительству и другие.

Ежегодный оплачиваемый отпуск - это непрерывный период времени, предоставляемый работнику за работу в течение рабочего года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Предоставляется в соответствии со ст. 122, 134 Трудового кодекса и Постановлением Правительства от 1.10.2002 № 724. Например, учителя - работники всех типов и видов образовательных учреждений имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Право работника на данный отпуск возникает по истечении шести месяцев. Однако работодатель в соответствии с Трудовым кодексом может предоставить этот отпуск и до истечения шести месяцев. В обоих случаях продолжительность отпуска определяется той должностью, которую занимает работник.

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем организации. Время отпуска обязательно согласовывается с каждым работником. При этом учитывается необходимость нормальной работы образовательного учреждения. Администрация учреждения извещает педагога о времени предоставления отпуска не позднее, чем за 2 недели до его начала (ч.3 ст.123 ТК РФ). Предоставление отпуска оформляется приказом руководителя образовательного учреждения с указанием порядка предоставления отпуска и его продолжительности. Заработная плата за все время отпуска выплачивается не позднее, чем за один день до начала отпуска.  подробнее

Право ребенка на охрану здоровья
Охрана здоровья является общенациональным приоритетом.

Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья и среды обитания является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы.

Российское законодательство предусматривает различные меры обеспечения условий охраны здоровья детей. Например, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст.10) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья предписывает осуществлять следующие мероприятия:

оказание бесплатной медицинской помощи, осуществление профилактики заболеваний медицинской диагностики, лечебно-оздоровительной работы, включающей в себя и медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Закон РФ «Об образовании» (ст.51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Важным моментом в рассматриваемом вопросе является наличие в учебном процессе перерывов достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания.

Грамотное распределение учебной нагрузки, организация горячего питания обучающихся, ежегодные профилактические осмотры как обучающихся (воспитанников), так и педагогических работников образовательного учреждения, применение адекватных развитию обучающихся образовательных программ являются необходимыми мероприятиями в деле охраны здоровья детей.  подробнее

Правовой статус студента-практиканта
Производственная (профессиональная) практика является одним из основных видов учебных занятий. Виды и сроки прохождения производственной практики определяются образовательной программой и учебным планом специальности.

При прохождении производственной (профессиональной) практики по профилю специальности студенты обязаны вести дневник, по завершении представить отчет о прохождении практики. В письме Минобразования РФ от 16.09.1999 № 16-51-198/16-15 определена продолжительность рабочего дня студента при прохождении практики. Так, при прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, продолжительность рабочего дня студента составляет 36 академических часов в неделю независимо его от возраста. Если же такая практика связана с выполнением производительного (физического) труда на производственном объекте, то для студентов в возрасте до 16 лет не более 24 часов в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет и старше - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Прохождение практики по профилю специальности и практики преддипломной для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ); в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Студентам по окончании практики для получения первичных профессиональных умений и навыков руководителем практики выставляется оценка. Она приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие по уважительной причине программы практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики по профилю специальности или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

Студенты, заключившие с организациями индивидуальный договор (контракт) о целевой контрактной подготовке, производственную (профессиональную) практику, как правило, проходят в этих организациях.

Администрация учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики и обеспечивает отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами. При наличии стажа работы по профилю подготовки студенты очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения и получающие образование в форме экстерната освобождаются от прохождения учебной практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

Проезд студентов, направляемых на производственную (профессиональную) практику и обратно оплачивается за счет средств учебного заведения на общих основаниях. Доставка студентов с железнодорожных станций и пристаней к месту практики и обратно производится за счет средств образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также организации, если это предусмотрено договором. Проезд студентов на место практики и обратно средствами городского и местного транспорта оплачивается ими за свой счет.

За студентами-стипендиатами, находящимися на практике, сохраняется право на получение стипендии. Студентам, находящимся на практике для получения первичных профессиональных навыков, суточные выплачиваются только в тех случаях, когда практика проводится в полевых условиях.  подробнее

  • Рекомендации по профессиональной практике студентов ССУЗов.doc (application/msword, 226304 байт)
  • Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в сфере образования
    Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено обязательное прохождение предварительного (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинских осмотров (обследований) работниками, привлекаемыми к работам с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Медицинские осмотры направлены на определение пригодности работников, для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

    Трудовым законодательством установлено, что в соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники имеют право на прохождение внеочередных медицинских осмотров (обследований).

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Трудовой кодекс РФ устанавливает, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83).

    В 2005 «Перечень работ, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» был дополнен положениями, в которых указаны обязательность таких осмотров для работников образовательных организаций всех типов и вводов, для учащихся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях.

    В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).  подробнее

  • Приказ Минздравсоцразвития от 16.05.2005 № 338.doc (application/msword, 48640 байт)
  • Привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой
    В соответствии с п.14 ст.50 закона "Об образовании" привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

    Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

    Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т.п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

    Привлечение обучающихся к трудовой деятельности должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97).  подробнее

    Проблемы суицида у детей
    Ситуация с правовой оценкой суицида (самоубийства) детей сложная. В настоящее время практически отсутствуют нормативные правовые акты, позволяющие точно квалифицировать причины, побуждающие детей к таким поступкам, а также действия взрослых, осуществляющих их воспитание.

    Оценка суицида проводится фрагментарно, не отслеживается статистика и мотивация поступков несовершеннолетних, хотя именно детский суицид с каждым годом возрастает. Эта тенденция побуждает практически ежегодно Министерство образования и науки РФ издавать письма о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

    Тема суицида детей освещается в прессе только в случае нашумевших событий, в среде педагогических работников практически не анализируется. Практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощи подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью.

    В нормативных правовых актах профилактике этого явления среди детей и подростков можно отнести следующие нормы:

    - контроль за недопущением применения методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам (ст. 15 закона РФ «Об образовании»);

    - учет результатов инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов, обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения (стиля педагогического общения, наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб) при проведении аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;

    - создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.  подробнее

    Продление срока действия квалификационной категории
    Квалификационная категория педагогического работника может быть продлена в исключительных случаях. К ним относят:

    временную нетрудоспособность работника; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в командировке по специальности за рубежом; нахождение в длительном отпуске в соответствии со ст.335 ТR РФ и п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании"; возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или уходом работника на пенсию и другие случаи. Продление срока действия квалификационной категории в исключительных случаях осуществляется органами управления образования не более, чем на один год.  подробнее

    Продолжительность урока при надомном обучении
    Трудовым законодательством установлены нормы времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

    Согласно Письму Минобрнауки и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № АФ – 947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» нормируемая часть рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых учителем учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

    Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

    Письмом также предусматривается, что при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

    Таким образом, указанное письмо не предусматривает каких-либо специальных условий учета рабочего времени учителя, осуществляющего обучение детей на дому. Организация учебных занятий на дому, как и занятий в школе должна соответствовать СанПиН 2.4.2.1178-02 ("Российская газета", № 234, 11.12.2002), согласно которым продолжительность учебного занятия не может быть более 45 минут.  подробнее

  • ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о порядке обучения детей-инвалидов на дому.doc (application/msword, 30208 байт)
  • Проект типового положения об организации образовательного учреждения надомного обучения.doc (application/msword, 59904 байт)
  • Профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов
    В письме департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» представлены модели организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана обучающихся (ИУП).

    Обучение учащегося в рамках (ИУП) организуется в зависимости от модели профильного обучения.

    Оно может быть организовано как внутришкольное профильное обучение. При такой модели образовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) или многопрофильным (организовывать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся в полной мере возможность реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.

    Другая модель профильного обучения предусматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В одном случае модель обучения представляет собой объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. Такой центр берет на себя обучение по всем программам профильного обучения. В другом случае взаимодействие учреждений построено на паритетной кооперации. В таком объединении учреждений участвуют не только учреждения общего, но и дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащемуся предоставляется возможность выбрать способ профильного обучения не только в том учреждении, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы и др.).  подробнее

    Работа групп продленного дня
    Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся начальной школы составляет не менее 2 часов, обучающихся 5-9 классов - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).  подробнее
  • Примерное положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.doc (application/msword, 81920 байт)

  • назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer