Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ


Обучающиеся/воспитанники

Педагогический работник

Иные работники образовательного учреждения

Руководитель образовательного учреждения

Образовательное учреждение

Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы
Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы:

1. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками;

2. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками;

3. Для борьбы с насекомыми - вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами;

4. За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям;

5. Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т.п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными;

6. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача;

7. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона;

8. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете (лаборатории) биологии.  подробнее

Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке
Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в халатах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной - с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Учащимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, лаборантами, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 23 (половины класса). В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил техники безопасности.  подробнее

Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии
Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии предусматривают, что:

1. Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения школы, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных (змей, паукообразных, многоножек и т.п.), где нет трясин.

2. В руководстве экскурсантами учителю помогает старший пионервожатый школы, вожатые отрядов и, по возможности, родители учащихся. Желательно, чтобы на каждых 10 - 15 учащихся приходилось по одному взрослому или старшему школьнику. Категорически запрещается объединять для экскурсии 2 или несколько классов.

3. Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учеников класса и отмечаются присутствующие на ней. Для руководства каждой группой детей назначается взрослый или вожатый отряда. Вторая перекличка - по прибытии на место экскурсии, третья - перед отправлением в обратный путь, четвертая - по возвращении с экскурсии.

4. При подвозе школьников к месту экскурсии используется общественный транспорт, их посадка осуществляется группами под руководством выделенного ранее взрослого или старшего учащегося (отрядного вожатого). При этом в транспорт входят сначала ученики, а затем лицо, руководящее ими. В том же порядке осуществляется и высадка детей из транспорта.

В случае необходимости предоставления для экскурсии специального транспорта разрешается использовать с этой целью автобусы или закрытые грузовые машины, оборудованные для перевозки людей. Перевозка детей на открытых грузовых машинах категорически запрещается. Для управления специальным транспортом необходимо подбирать самых опытных, проверенных водителей, имеющих стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет. При перевозке детей в грузовом автомобиле необходимо, чтобы в кузове находилось не менее двух взрослых. Во время переезда учащимся запрещается высовываться из окон, входить и выходить из транспорта во время движения.

5. При изучении флоры и фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место, где его глубина у берега настолько мала, что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду учащимся запрещается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используются сачки на длинных палках.

Использование лодок или мостков, расположенных над глубокими местами водоемов, категорически запрещается.

6. При проведении экскурсий запрещается использовать ядовитые вещества: хлороформ, серный эфир для замаривания насекомых.

7. При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями - такими, как дурман, белена, волчье лыко, бледная поганка и т.д., и категорически запретить ученикам пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала. В кабинете (лаборатории) биологии школы должен быть стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений.

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней. С этой целью в помещении кабинета (лаборатории) биологии создаются специальные стенды с рисунками и фотографиями, сопровождаемыми соответствующими текстами, поясняющими, чем опасно данное животное и как предупредить эту опасность.  подробнее

Право на занятие педагогической деятельностью
Данное право распространяется на лиц, имеющих образовательный ценз, который подтверждается документами государственного образца об образовании и соответствует требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Лица, желающие работать на педагогических должностях должны обладать полной гражданской дееспособностью, и не иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Помимо этого такие лица не должны иметь медицинских противопоказаний, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 "Об утверждении перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности".

К педагогической деятельности не допускаются лица лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; а также имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ перечень таких преступлений весьма обширен: ст. 105, ст.111, ст. 117, ст. 122, ст.126-128; ст. 131; ст. 132; ст. 134; ст. 135; ст. 150; ст. 151; ст. 158-166; ст. 185.6; ст. 171.1;ст. 172; ст. 174.1; ст. 175; ст. 178-180; ст. 183; 185.2; ст. 185.3; ст. 186- ст.191; ст. 196; ст. 197; ст. 199; ст. 199.1; ст. 201; ст. 203; ст. 204; ст. 205; ст. 205.1; ст. 205.2; ст. 206; ст. 208-213; ст. 215 ст. 215.2; ст. 215.3;ст. 216; ст.217; ст. 219 223; ст.223; ст. 226; ст. 227 -232; ст. 234; ст. 238; ст. 240; ст. 241; ст. 242.1; ст. 247; ст. 260; ст. 261; ст. 263; ст. 263.1; ст. 264; ст. 265; ст. 267 – 269; ст. 273; ст. 275-279; ст. 281; ст. 282.1; ст. 285; ст. 285.1; ст. 286; ст. 287; ст. 290; ст. 291; ст. 293; ст. 295; ст. 296; ст. 299; ст. 300; ст. 301-303; ст. 305; ст. 306; ст. 309; ст. 313; ст. 317; ст. 318; ст. 321; ст. 333; ст. 334; ст. 335; ст. 338; ст. 339; ст. 340; ст. 349; ст. 350; ст. 351-353; ст. 355; ст. 357; ст. 358; ст. 359; ст. 360.

  подробнее

Право педагога на длительный отпуск
Закон РФ "Об образовании" (п.5 ст.56) и ТК РФ (ст.335) закрепляют право педагога на длительный отпуск.

Не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы педагоги имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. "Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" определяет, что такой отпуск может быть предоставлен педагогу в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения. Очередность и время предоставления, возможность его оплаты и присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску определяются Уставом учреждения и его учредителем. Стаж работника устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке и другими надлежащим образом оформленными документами.

Для получения данного отпуска работнику следует подать заявление. Администрация оформляет данный отпуск приказом. У работника, находящегося в длительном отпуске, сохраняются трудовой стаж по основному месту работы, размер средней месячной заработной платы и другие условия в соответствии с трудовым договором работника.

Следует помнить, что оплата отпуска определяется возможностями самого образовательного учреждения и может оговариваться в его локальных нормативных актах.  подробнее

Право педагога на отпуск
Трудовое законодательство РФ устанавливает педагогическим работникам ежегодные оплачиваемые отпуска и отпуска целевого назначения. К ежегодно оплачиваемым отпускам относят: минимальный ежегодный основной оплачиваемый отпуск; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

К отпускам целевого назначения относят: длительные отпуска; отпуска без сохранения заработной платы; отпуска работникам, совмещающим работу с обучением; отпуска лицам, осуществляющим уход за детьми; отпуска по беременности и родам; отпуска работникам, усыновившим ребенка; отпуска при работе по совместительству и другие.

Ежегодный оплачиваемый отпуск - это непрерывный период времени, предоставляемый работнику за работу в течение рабочего года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Предоставляется в соответствии со ст. 122, 134 Трудового кодекса и Постановлением Правительства от 1.10.2002 № 724. Например, учителя - работники всех типов и видов образовательных учреждений имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Право работника на данный отпуск возникает по истечении шести месяцев. Однако работодатель в соответствии с Трудовым кодексом может предоставить этот отпуск и до истечения шести месяцев. В обоих случаях продолжительность отпуска определяется той должностью, которую занимает работник.

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем организации. Время отпуска обязательно согласовывается с каждым работником. При этом учитывается необходимость нормальной работы образовательного учреждения. Администрация учреждения извещает педагога о времени предоставления отпуска не позднее, чем за 2 недели до его начала (ч.3 ст.123 ТК РФ). Предоставление отпуска оформляется приказом руководителя образовательного учреждения с указанием порядка предоставления отпуска и его продолжительности. Заработная плата за все время отпуска выплачивается не позднее, чем за один день до начала отпуска.  подробнее

Право ребенка на охрану здоровья
Охрана здоровья является общенациональным приоритетом.

Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья и среды обитания является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы.

Российское законодательство предусматривает различные меры обеспечения условий охраны здоровья детей. Например, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст.10) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья предписывает осуществлять следующие мероприятия:

оказание бесплатной медицинской помощи, осуществление профилактики заболеваний медицинской диагностики, лечебно-оздоровительной работы, включающей в себя и медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Закон РФ «Об образовании» (ст.51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Важным моментом в рассматриваемом вопросе является наличие в учебном процессе перерывов достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания.

Грамотное распределение учебной нагрузки, организация горячего питания обучающихся, ежегодные профилактические осмотры как обучающихся (воспитанников), так и педагогических работников образовательного учреждения, применение адекватных развитию обучающихся образовательных программ являются необходимыми мероприятиями в деле охраны здоровья детей.  подробнее

Правовой статус студента-практиканта
Производственная (профессиональная) практика является одним из основных видов учебных занятий. Виды и сроки прохождения производственной практики определяются образовательной программой и учебным планом специальности.

При прохождении производственной (профессиональной) практики по профилю специальности студенты обязаны вести дневник, по завершении представить отчет о прохождении практики. В письме Минобразования РФ от 16.09.1999 № 16-51-198/16-15 определена продолжительность рабочего дня студента при прохождении практики. Так, при прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, продолжительность рабочего дня студента составляет 36 академических часов в неделю независимо его от возраста. Если же такая практика связана с выполнением производительного (физического) труда на производственном объекте, то для студентов в возрасте до 16 лет не более 24 часов в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет и старше - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Прохождение практики по профилю специальности и практики преддипломной для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ); в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Студентам по окончании практики для получения первичных профессиональных умений и навыков руководителем практики выставляется оценка. Она приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие по уважительной причине программы практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики по профилю специальности или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

Студенты, заключившие с организациями индивидуальный договор (контракт) о целевой контрактной подготовке, производственную (профессиональную) практику, как правило, проходят в этих организациях.

Администрация учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики и обеспечивает отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами. При наличии стажа работы по профилю подготовки студенты очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения и получающие образование в форме экстерната освобождаются от прохождения учебной практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

Проезд студентов, направляемых на производственную (профессиональную) практику и обратно оплачивается за счет средств учебного заведения на общих основаниях. Доставка студентов с железнодорожных станций и пристаней к месту практики и обратно производится за счет средств образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также организации, если это предусмотрено договором. Проезд студентов на место практики и обратно средствами городского и местного транспорта оплачивается ими за свой счет.

За студентами-стипендиатами, находящимися на практике, сохраняется право на получение стипендии. Студентам, находящимся на практике для получения первичных профессиональных навыков, суточные выплачиваются только в тех случаях, когда практика проводится в полевых условиях.  подробнее

  • Рекомендации по профессиональной практике студентов ССУЗов.doc (application/msword, 226304 байт)
  • Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в сфере образования
    Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено обязательное прохождение предварительного (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинских осмотров (обследований) работниками, привлекаемыми к работам с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Медицинские осмотры направлены на определение пригодности работников, для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

    Трудовым законодательством установлено, что в соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники имеют право на прохождение внеочередных медицинских осмотров (обследований).

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Трудовой кодекс РФ устанавливает, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83).

    В 2005 «Перечень работ, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» был дополнен положениями, в которых указаны обязательность таких осмотров для работников образовательных организаций всех типов и вводов, для учащихся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях.

    В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).  подробнее

  • Приказ Минздравсоцразвития от 16.05.2005 № 338.doc (application/msword, 48640 байт)
  • Привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой
    В соответствии с п.14 ст.50 закона "Об образовании" привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

    Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

    Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т.п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

    Привлечение обучающихся к трудовой деятельности должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97).  подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer