Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ


Обучающиеся/воспитанники

Педагогический работник

Иные работники образовательного учреждения

Руководитель образовательного учреждения

Образовательное учреждение

Квалификационная категория педагогического работника
Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

Квалификационная категория является существенным фактором при установлении оплаты труда педагогу. Она присваивается педагогу по итогам аттестации сроком на 5 лет и является подтверждением соответствия уровня квалификации педагога требованиям квалификационной категории.

Право на аттестацию и последующее присвоение квалификационной категории предоставляется педагогическим работникам, имеющим помимо соответствующего образования стаж педагогической деятельности. Для аттестации по I категории - не менее 2 лет, для аттестации по высшей квалификационной категории - не менее 2 лет при наличии первой квалификационной категории.

Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением ему квалификационной категории (добровольная аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи.

Установленная педагогу квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Она сохраняется на этот период при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Существенным изменением при установлении квалификационных категорий является отмена взаимоучета квалификационных категорий для разных педагогических должностей. Если ранее допускалось учитывать квалификационную категорию, например, по должности «учитель» для должности «воспитатель», то новый порядок определяет, что для каждой должности возможна только своя квалификационная категория. В силу этого допускается проведение аттестации по всем должностям, которые педагогический работник совмещает в данной организации или выполняет у разных работодателей на условиях совместительства.

Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться работнику оплата труда с учетом присвоенной квалификационной категории.

Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся следующие записи: в графе 1 – порядковый номер вносимой записи; в графе 2 – дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 – «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета); в графе 4 – дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись.

Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209.

  подробнее

Концертмейстер и музыкальный руководитель
Диапазон профессиональной деятельности как концертмейстера, так и музыкального работника, достаточно широк и определяется спецификой учреждения, в котором он работает. В учреждениях дополнительного образования функции концертмейстера и музыкального работника часто приближаются к функциям педагога дополнительного образования. В связи с этим данные специалисты должны владеть общим объемом знаний и умений, необходимым для работы с детьми, а также специальными - художественно-эстетическими, музыкальными, исполнительскими, дирижерскими и т.п.  подробнее
  • Аттестация концертмейстера и музыкального руководителя.doc (application/msword, 84480 байт)
  • Локальные нормативные правовые акты образовательного учреждения
    Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения.

    Локальный нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

    Структура локального нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

    Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

    Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

    Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

    При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

    Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

    Подготовленный проект локального нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка.

    Локальный нормативный правовой акт утверждается (подписывается) руководителем образовательного учреждения.

    Нормативный правовой акт должен содержать следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

    Локальный акт о приеме учащихся в 10 класс может разрабатываться как органами управления образованием, так и самим образовательным учреждением.

    Он может иметь форму приказа по образовательному учреждению, с включением в него приложения «Правила приема учащихся в 10-е классы».

    Локальный акт в форме Положения может в своей структуре содержать следующие разделы: I. Общие положения; II. Порядок организации целевого приема; III. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний.  подробнее

  • Приказ Минопроса СССР Об утвеждении инструкции о ведении школьной документации (1974).doc (application/msword, 579584 байт)
  • Письмо Минпроса РСФСР от 01.09.1980 № 364-М О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.doc (application/msword, 149504 байт)
  • Мастер производственного обучения
    Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" мастер производственного обучения относится к должностям педагогических работников (3-я профессиональная квалификационная группа). В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 673 "Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" мастера производственного обучения проводят учебную практику обучающихся.

    В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены квалификационные требования по такой должности и должностные обязанности.

    Так мастер производственного обучения должен иметь: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

    Мастер производственного обучения должен проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66 для выполнениz производственных поручений мастеру производственного обучения выдается Комбинезон хлопчатобумажный, перчатки кирзовые комбинированные, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки (по поясам).

    Мастер производственного обучения выполняет следующие должностные обязанности: проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает обо-рудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися пере-довыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Он должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы разви-тия мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитан-никами, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; пра-вила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Учебная нагрузка мастера производственного обучения определяется локальными актами организации с учетом того, что согласно Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" ему установлена продолжительность рабочего времени в объеме 36 часов в неделю.

    Отметим, что если мастер производственного обучения работает в среднем профессиональном образовательном учреждении, то для преподавательской работы он должен иметь высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).  подробнее

    Методы воспитания, применение которых приводит к увольнению педагога
    Применение педагогом методов физического или психического насилия в своей профессиональной деятельности может обернуться для него увольнением. Юридическое значение указанных способов воспитания пока не определено. В этом вопросе придерживаются общепринятой педагогической практики.

    Так, к методам физического насилия относят преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие на учащегося, которое распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, понижает его нравственный и социальный статус. Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к учащемуся. Применение таких методов воспитания будет расцениваться как грубое нарушение Устава учреждения, в том случае, если в Уставе образовательного учреждения указана такая форма его нарушения. В отношении других (непедагогических) работников данная норма Трудового законодательства не применяется, однако из этого не следует, что иные (непедагогические) работники не должны соблюдать норм общественной морали. В последнем случае вопрос исследуется как нарушение норм общественной морали. Право производить увольнение по ст. 336 ТК РФ остается за руководителем образовательного учреждения или иным органом, указанным в Уставе.  подробнее

    Несколько запретов при обучении химии
    Кабинет химии – это специальное учебное помещение, где необходимо соблюдать повышенные меры безопасности, как во время осуществления учебного процесса, так и при подготовке практикумов. Учебный процесс в таком кабинете ограничен определенными запретами. В кабинете химии запрещается:

    1) проводить занятия не связанные с изучением химии (классные часы, занятия по другим предметам или занятия группы продленного дня).

    2) присутствие учащихся в лаборантской комнате;

    3) нахождение учащихся в помещении кабинета в отсутствии учителя химии;

    4) допуск учащихся к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии;

    5) пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде;

    6) менять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в значками X и XX;

    7) выбрасывать в канализацию реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ;

    8) выполнять лабораторные и практические работы учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами (в этом случае администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе);

    9) использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край;

    10) при пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом;

    11) проведение учащимися самостоятельно любых опытов, не предусмотренных при выполнении конкретной практической работы;

    12) загромождение проходов между рядами портфелями, сумками.

    13) выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя;

    14) уборка любых химических веществ силами учащихся без контроля учителя;

    15 самостоятельно устранять неисправности в приборах;

    16) оставлять без присмотра нагревательные приборы.  подробнее

    Номенклатура дел заместителя директора по воспитательной работе в среднем специальном учебном заведении
    Для определения номенклатуры по организационно-воспитательной работе следует исходить из основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 27.12.2002 № 4669), а также минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 № 30-51-914/16).

    Примерная номенклатура данной работы разрабатывается самим образовательным учреждением и может содержать следующие документы:

    Концепцию воспитательной работы в образовательном учреждении;

    программы, планы, локальные акты, регламентирующик воспитательную деятельность;

    отчеты совета образовательного учреждения, отделений;

    инструкции, методические рекомендации;

    положения о структурных подразделениях, функционально ответственных за воспитательную работу в образовательном учреждении;

    должностные инструкции лиц, осуществляющих воспитательную работу;

    документы органов студенческого самоуправления (протоколы заседаний, планы работы, отчетная документация);

    документы о наличии и использовании материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

    финансовая документация по осуществлению воспитательной работы;

    информационно-методические материалы в помощь организаторам воспитательного процесса;

    мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении;

    материалы, связанные с обсуждением вопросов организации воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов и другие документы.  подробнее

    О тождестве наименований должностей и образовательных учреждений
    Продолжительность трудового стажа педагога имеет особое значение при досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.

    В стаж для ее начисления относят только те периоды работы педагога, которые связаны с трудовой деятельностью в учреждениях для детей. Список этих учреждений строго регламентирован и утвержден Правительством Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 29.10.2001г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Российская газета от 6.1..2002 г.,№ 212) определен перечень должностей, работа в которых предоставляла право педагогическому работнику на досрочное назначение такой пенсии.

    Однако в этот Перечень не были отнесены наименования тех должностей, которые применялись еще до вступления в силу Трудового кодекса РФ (2002г.). При назначении «пенсии по выслуге лет» нередко возникают коллизии: педагог вроде бы всю жизнь посвятил работе с детьми, а вот наименование его должности не позволяет Пенсионному фонду отнести этот период к педагогическому стажу, учитываемому для назначения такой пенсии. Работнику приходится разрешать спорную ситуацию в судебном порядке. Особенно противоречивая ситуация складывается, когда наименование должности работника по существу совпадает с тем, что указано в нормативном правовом документе, но несколько отличается от того, что зафиксировано в его трудовой книжке.

    В этом случае обращаются к согласовательным актам Минсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Министерства образования и науки РФ, устанавливающим тождества отдельных наименований должностей.  подробнее

  • Приказ Минздрасоцразвития России от 5 июля 2005 №440 Об установлении тождества отдельных наименований должностей.doc (application/msword, 22528 байт)
  • Постановление минтруда РФ от 23.06.2003 № 39.doc (application/msword, 35840 байт)
  • Постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 68.doc (application/msword, 37376 байт)
  • Приказ госкомитета по физической культуре и спорту от 28.12.1995 № 1588-ИТ.doc (application/msword, 38912 байт)
  • Образование педагогического работника
    В дошкольном образовательном учреждении, а также в образовательном учреждении дополнительного образования детей к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

    В общеобразовательное учреждение на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

    В специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс в осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

    В учреждении начального профессионального образования к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

    В учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

    Подтверждением образовательного уровня педагога является документ об образовании государственного образца. Для бакалавров, магистров и специалистов, имеющих высшее образование, таким документом является диплом о высшем профессиональном образовании.

    Диплом о высшем профессиональном образовании (далее - диплом) выдается выпускнику вуза, прошедшему в установленном порядке итоговую государственную аттестацию. Основанием выдачи диплома является решение государственной аттестационной комиссии. Диплом с отличием выдается выпускнику вуза, если по результатам итоговой государственной аттестации выпускник вуза имеет только оценки "отлично". Для получения диплома с отличием в целом оценок "отлично", включая оценки по итоговой государственной аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки - "хорошо".

    Для магистра дополнительным условием выдачи диплома с отличием является обязательное наличие у него документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием".

    Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование. При приеме на работу студенту вуза в должности учителя или другого педагогического работника следует предъявить справку из деканата, заверенную подписью декана и гербовой печатью учебного заведения.

    Диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается студентам (слушателям), прервавшим обучение и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом вуза по очной форме обучения. Наличие у работника диплома о неполном высшем профессиональном образовании права на установление оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование не дает.

      подробнее

    Образовательный кредит
    Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты обучения учебном заведении (вузе, школе, ссузе и т.п.). Обычно образовательные кредиты предоставляются гражданам для оплаты ими обучения в отечественном учебном заведении (Например, данное требование - одно из условий предоставления образовательного кредита Сбербанком России).

    Согласно российскому законодательству взять образовательный кредит могут: представители учащегося - родители, усыновители, попечители и другие физические лица, принимающие участие в оказании помощи учащемуся в получении образования, а с 14 лет и сам учащийся. Они несут солидарную ответственность за погашение кредита и причитающихся за его пользование процентов, Размер кредита, срок кредитования определяется платежеспособностью заемщиков, стоимость обучения в учебном заведении, а также наличием государственных гарантий по возврату образовательных кредитов. Для подтверждения платежеспособности заемщика банк требует финансовое обеспечение кредита или иные гарантии возврата кредита, например, гарантии со сторон государства. В качестве обеспечения возврата кредита могут выступать: залог ликвидного имущества (объект недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, эмитированных государством и банком и др.) и поручительство. Система образовательных кредитов вводится прежде всего для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на среднее и высшее профессиональное образование и постепенно перейти к ситуации, когда ссузы и вузы финансируется в основном за счет взимаемой ими платы за обучение.

    Лимит кредитования определяется банком исходя из платежеспособности представителя учащегося или суммарной платежеспособности представителей учащегося и предоставленного обеспечения. Банк может учитывать доходы представителя учащегося, полученные по нескольким местам работы (но не более двух).

    Максимальный лимит кредитования не превышает 70% стоимости обучения за полный период обучения в образовательном учреждении или за период до окончания учащимся образовательного учреждения в соответствии с договором о подготовке специалиста. Возможно рассмотрение заявления учащегося на получение кредита до сдачи им вступительных экзаменов.

    Любую сумму кредита в рамках невозобновляемой кредитной линии банк выдает после внесения созаемщиком на вклад «До востребования Сбербанка России» в банк денежной суммы, составляющей не менее 30% стоимости обучения за платежный период, либо оплаты образовательному учреждению вышеуказанной суммы.

    Срок кредита - в зависимости от срока обучения и срока возврата кредита, но не более 11 лет. На время обучения учащегося по желанию созаемщиков банком может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга (льготный период), в течение которой ежемесячно уплачиваются только проценты за пользование кредитом.

    Погашение основного долга по кредиту в течение 5 лет равными долями (или по графику платежей) с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания учащимся образовательного учреждения, одновременно с процентами.  подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer