Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ


Обучающиеся/воспитанники

Педагогический работник

Иные работники образовательного учреждения

Руководитель образовательного учреждения

Образовательное учреждение

Обязательная аттестация педагогических работников
Нормативной основой аттестации выступает Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

В настоящее время она ориентирована на модель специалиста, способного качественно реализовывать основные функции профессиональной деятельности (формирующую, диагностическую, прогностическую, исследовательскую, аналитическую).

Аттестация педагогических работников муниципального образовательного учреждения или образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, проходит только в аттестационной комиссии при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аттестация педагогических работников (кроме научно-педагогических работников вузов) федерального государственного образовательного учреждения проводится аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых она находится. Для личного участия педагога в заседании аттестационной комиссии работодатель теперь должен направить работника в служебную командировку.

Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Применяется такая аттестация, как правило, в отношении лиц, не имеющих квалификационную категорию. Поэтому педагогические работники высших учебных заведений, работающие в дошкольных, общеобразовательных учреждениях или учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не имеющие квалификационной категории будут проходить такую аттестацию на общих основаниях.

Отказ педагога, не имеющего квалификационной категории, от прохождения обязательной аттестации может рассматриваться как нарушение дисциплины труда. Результат обязательной аттестации влияет на право педагогического работника работать в данной организации в соответствующей должности.

Основанием для проведения обязательной аттестации педагога является представление руководителя образовательного учреждения в аттестационную комиссию.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению образовательного учреждения, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.

Педагог в ходе аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности. Содержание и виды таких испытаний определяет аттестационная комиссия. В одних случаях это может быть электронное тестирование в режиме on-line, в других случаях это может быть решение ситуативных задач по проверке знаний нормативных правовых документов или решение контрольно-измерительных материалов по предмету в формате ЕГЭ.

По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: работник соответствует занимаемой должности либо не соответствует занимаемой должности. Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают.

Работник имеет право обжаловать результаты аттестации, в том числе увольнение по итогам аттестации, в комиссии по трудовым спорам либо в судебном порядке (в соответствии со ст. 386, 392 ТК РФ).

Обязательной аттестации не подлежат педагоги, проработавшие в этой должности менее двух лет (молодые специалисты; лица, впервые поступившие работать в данной должности); беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обязательная аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Сведения о прохождении педагогическим работником обязательной аттестации вносятся в Личную карточку работника.

  подробнее

Обязательные действия администрации при увольнении работника
При увольнении работника администрация в соответствии с трудовым законодательством обязана:

- издать приказ об увольнении работника с указанием статьи, а в необходимых случаях и пункта (части) статьи Трудового кодекса РФ или Закона РФ "Об образовании", отражающей основание прекращения трудового договора;

- в день увольнения выдать работнику на руки копию приказа об увольнении, поскольку законом предусмотрен месячный срок подачи в суд искового заявления о восстановлении на работе (ч.1 ст. 392 ТК РФ);

- в день увольнения оформить работнику трудовую книжку. Днем увольнения считается последний день работы (ст.66 ТК РФ); - в день увольнения выплатить работнику все причитающиеся ему суммы (зарплата, пособия, компенсация и др.).  подробнее

Организация библиотечного обслуживания обучающихся образовательного учреждения
Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

Порядок пользования источников информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.

Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

- одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

- не менее одного раза в месяц - методического дня.

Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.  подробнее

Органы, рассматривающие споры между субъектами образовательных отношений
В системе образования неурегулированные разногласия возникают между всеми участниками образовательных отношений по поводу действий и решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение образовательных либо связанных с ними иных отношений, а также споры абитуриентов по поводу итогов вступительных испытаний.

К органам, рассматривающим правовые споры участников образовательных отношений, относятся:

1) Апелляционная комиссия приемной комиссии вуза – создается в соответствии с распоряжением руководителя учреждения на период проведения вступительных испытаний для рассмотрения апелляций. Порядок формирования, состав, полномочия и ее деятельность регламентируются положениями, утверждаемыми ректором высшего учебного заведения.

2) Конфликтные комиссии экспериментов в области образования - решают спорные вопросы, возникающие при оценке экзаменационных работ в рамках эксперимента (например, эксперимент по применению единого государственного экзамена – ЕГЭ), защите прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте. Положение о конфликтной комиссии и ее состав утверждаются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

3) Совет образовательного учреждения - разрешает правовые споры, связанные с проведением промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников), применением дисциплинарных взысканий и иных действий и решений органов управления образованием к обучающимся.

4) Комиссия по трудовым спорам в образовательном учреждении (КТС) - рассматривает трудовые споры работников, возникающие в образовательных учреждениях. Избирается на общем собрании трудового коллектива образовательного учреждения. Если учреждение большое, то КТС могут быть созданы в его структурных подразделениях. КТС рассматривает жалобу работника в течение 10 дней со дня подачи ее в комиссию. Администрация учреждения обязана выполнить решение КТС через 3 дня по прошествии 10-дневного срока, отпущенного на обжалование решения КТС.

5) Органы по опеке и попечительству – участвуют в рассмотрении вопросов, связанных с исключением из образовательного учреждения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

6) Органы управления образованием – рассматривают жалобы по поводу нарушения прав обучающихся, некачественного предоставления образовательной услуги, исключения учащихся из учреждения.

7) Мировой судья – должностное лицо, единолично рассматривающее дела в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в качестве суда первой инстанции.

8) Суды – осуществляют правосудие в форме рассмотрения спорных дел в установленном законом процессуальном порядке.  подробнее

  • О применении судами трудового законодательств.doc (application/msword, 212480 байт)
  • Рекомендации о работе КТС.doc (application/msword, 71680 байт)
  • Особенности специальных помещений образовательного учреждения: библиотека
    Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

    Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

    Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с техническими средствами обучения и боксы для хранения передвижных тележек.

    Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся.

    Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

    Температура воздуха в библиотеке в зависимости от климатических условий должна составлять не менее 17 - 21 град. С.

    Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.  подробнее

    Особенности Автоматизированных лабораторных практикумов
    Особенности создаваемых для дистанционного обучения научно-методических пособий определяются Отраслевым стандартом "Учебная техника для образовательных учреждений. Системы автоматизированного лабораторного практикума". Основные положения. ОСТ 9.2-98.

    В соответствии сданным нормативным актом система автоматизированного лабораторного практикума (АЛП) должна обеспечивать: развитие у обучаемых необходимых навыков к самостоятельному проведению эксперимента; ознакомление обучаемых с современными методами, приемами и средствами научного и экспериментального познания; приобретение опыта обращения с современными техническими и программными средствами лабораторного и научного эксперимента; развитие творческой активности.

    Поэтому разрабатываемая система АЛП должна обладать следующими основными свойствами:

    - модульностью - способу построения оборудования и программного обеспечения из различных модулей в зависимости от требований соответствующей дисциплины, уровня преподавания и обучаемых, развития технического прогресса в данной области знаний и т.д. Состав модулей, соотношение между физическим и математическим моделированием определяется разработчиком;

    - совместимостью - возможностью сопряжения с имеющимся и вновь создаваемым учебно-лабораторным и экспериментальным оборудованием, а также стандартной измерительной и вычислительной аппаратурой;

    - универсальностью - возможностью использования системы АЛП для разного уровня образования с учетом профессионально - ориентированной направленности и междисциплинарных связей.

    В зависимости от педагогических и дидактических требований системы АЛП могут создаваться в виде:

    - типовых комплектов оборудования для конкретной тематики; - универсальных комплексов, оперативно перестраиваемых под конкретную тематику.

    Классификация АЛП построена на определение вида обучающей системы. Системы могут быть специализированными; многоцелевыми; исследовательскими; тренажерными и иного назначения.

    По проблемно - тематической ориентации выделяются следующие виды систем АЛП: естественно-научные; общетехнические; технологические; иного назначения.

    По территориальной удаленности объектов системы АЛП от пользователей выделяются следующие виды систем АЛП: глобальные; национальные; региональные; локальные.

    По способу реализации изучаемого объекта или процесса выделяются следующие виды систем АЛП: с использованием физических моделей; использованием имитационных (математических) моделей; использованием натурных физических объектов и процессов.  подробнее

    Особенности расписания уроков в общеобразовательном учреждении
    При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для обучающихся начальных классов основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся 5-11 классов обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Так, современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках. В целом же распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Важным моментом учебного дня является наличие перемен между уроками. Санитарное законодательство предписывает, что продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.  подробнее

    Особенности труда инструктора по физической культуре
    Должность инструктора по физической культуре в дошкольных учреждениях, имеющих крытые малоразмерные плавательные бассейны, была введена в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР от 31 августа 1987 г. № 167 "О дополнении штатов детских дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений. На каждые 2 возрастные группы детей, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию в штатном расписании предусматривалось 0,25 единицы должности.

    Обучение детей плаванию в дошкольном учреждении организовывалось в соответствии с Типовой программой "Физическая культура в детском саду" (М., "Физкультура и спорт", 1984 г.) и Методическими рекомендациями по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста, разработанными Управлением дошкольного воспитания Минпроса СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (М., 1985 г.).

    Согласно п. 87, пп. «д» Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94 заработная плата таким работникам выплачивалась за 5 - 6 часов (в зависимости от режима работы дошкольного учреждения) педагогической работы в день - 30 часов в неделю. Из них - 18 часов отводилось на учебные занятия по плаванию в бассейне; 12 часов - на проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий, индивидуальную работу с ослабленными и отстающими в физическом развитии детьми, на организационно - методическую работу с воспитателями, персоналом дошкольного учреждения, родителями.

    При обучении детей плаванию возрастная группа делилась на две подгруппы. Количество детей в каждой подгруппе от 8 до 12 человек, но не более 15 человек.

    Продолжительность одного занятия по плаванию с каждой подгруппой детей в возрасте от 2 до 4 лет составляла 30 минут, для детей от 4 до 6 лет - 40 минут. На упражнения в воде отводилось от 10 до 30 минут в зависимости от возрастного состава подгруппы и состояния здоровья детей.

    Оплата труда инструктора по физической культуре производилась в порядке, предусмотренным для воспитателей дошкольных учреждений.

    В 80-90е годы ХХ века инструкторам по физкультуре дошкольных учреждений (групп) специального назначения (с особым режимом) ставки заработной платы повышались на 15 - 20%. Конкретный размер данного повышения определялся руководителем учреждения по согласованию с профкомом, в зависимости от степени и продолжительности работы с детьми, имеющими недостатки в физическом или умственном развитии или ну-ждающимися в длительном лечении.

    В дошкольных учреждениях общего типа, имеющих группы специального назначения (кроме групп с малыми и затихающими формами туберкулеза) повышение ставки заработной платы производилось только за часы работы в этих группах.

    В настоящее время согласно Постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 на каждую две группы из 15-20 чел. детей в возрасте от 3 лет положено 0,25 ставки инструкторов по физической культуре.

    В рабочее время такого работника входит работа с детьми (нормированное рабочее время) и оформление необходимой документации (время работы, которое в часах не определяется).

    Отпуск работникам дошкольного образовательного учреждения устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам". Для инструкторов по физкультуре, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

    Несмотря на то, что работа в должности инструктора по физической культуре засчитывается в стаж педагогической работы при установлении размера оплаты труда, прохождении аттестации, назначении удлиненного отпуска в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости такая работа не засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).

      подробнее

    Особенности учебной практики в среднем специальном учебном заведении
    Производственная (профессиональная) практика согласно Постановлению Правительства РФ от 3.03.2001 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» является одним из основных видов учебных занятий.

    Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

    Приказ Минобразования России от 21.07.1999 г. № 1991 «Об утверждении положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования» выделяет в производственной практике студентов следующие этапы:

    практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);

    практика по профилю специальности (технологическая);

    практика преддипломная (квалификационная или стажировка).

    Содержание всех этапов производственной (профессиональной) практики определяется примерной программой производственной (профессиональной) практики. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Производственная (профессиональная) практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.  подробнее

    Особенности штатного расписания библиотек образовательных учреждений
    Составление штатного расписания для библиотек общеобразовательных учреждений и учреждений начального и дополнительного профессионального образования проводится с использованием "Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 6 для применения в библиотеках независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

    При разработке структуры библиотек используют наименования должностей работников в соответствии с отнесением библиотек к конкретной группе по оплате труда руководителей, предусмотренные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации" и Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы выполняемые в библиотеках».  подробнее

  • Межотраслевые нормы для библиотек.doc (application/msword, 1016320 байт)

  • назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer