Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ » Права


Перенос, разделение на части, продление отпуска
Ст. 124, 125 ТК РФ оговаривают возможность изменения правоотношения, связанного с предоставлением отпуска. Специфика предоставления отпусков педагогическим работникам сопряжена со сроками осуществления образовательного процесса в учреждении. Поэтому любое изменение продолжительности отпуска педагога или разделение его на части по инициативе администрации возможно только с согласия самого работника. В соответствии с "Правилами об очередных и дополнительных отпусках" ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен: при временной нетрудоспособности работника; при выполнении работником государственных или общественных обязанностей; в других оговариваемых законом случаях.  подробнее

Питание учащихся в школе
К документам, регулирующим право обучающегося на охрану здоровья и обеспечение питания относят и Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Например, Санитарно-эпидемиологические правила к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования (СанПиН 2.4.3.1186-03) определяют требования к организации питания обучающихся не зависимо от формы собственности этих образовательных учреждений, а также видов учреждений. Питание обучающихся должно отвечать принципам рационального и сбалансированного питания. Документ предписывает четырехразовое питание для обучающихся, проживающих в школах – интернатах, общежитии и одно-двухразовое горячее питание для тех учащихся, которые после уроков уходят домой. При этом суточная потребность обучающихся в белках (включая белки животного происхождения), в жирах (включая жиры растительного происхождения), углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергетической ценности определяются нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения.

Документ определяет не только нормы питания на одного обучающегося в день, но и ассортимент основных рекомендуемых для использования продуктов питания.

Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено не только помещение для питания обучающихся, но и для хранения и приготовления пищи. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02) указывают, что для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении - и полдником. Организация и рацион питания обучающихся подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Этот документ вводит определенные ограничения в режиме питания обучающихся. Так в общеобразовательных учреждениях запрещается использовать: фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5 - 10 мин. до готовности); молоко и простоквашу "самоквас" в натуральном виде, а также для приготовления творога; зеленый горошек без термической обработки; макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); напитки, морсы без термической обработки, квас; грибы; макароны с рубленым яйцом, яичница - глазунья; пирожные и торты кремовые; жаренные во фритюре пирожки, пончики; неизвестного состава порошки в качестве рыхлителей теста.  подробнее

  • НОРМЫ ПИТАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ В ДЕНЬ.doc (application/msword, 64512 байт)
  • Повторное обучение
    В соответствии со ст.17 п.4 Закона РФ "Об образовании" на ступени начального общего и основного общего образования оставляются на повторное обучение и не переводятся в следующий класс обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам.

    Такая процедура осуществляется по усмотрению их родителей (законных представителей). В каждом отдельном случае педагогический коллектив решает проблему пребывания учащегося в данном классе совместно с родителями.

    Помимо оставления на повторное обучение в обычном классе общеобразовательное учреждение предоставляет возможность таким учащимся продолжить образование:

    - в классах компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения;

    - в форме семейного образования.

    Если несовершеннолетний обучающийся IX класса был не допущен к государственной (итоговой) аттестации, или выпускник XI класса не прошел государственную (итоговую) аттестацию, то в отношении таких учащихся действует общее правило, установленное законом РФ "Об образовании". По усмотрению родителей они могут быть оставлены на повторное обучение или получить справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

    Выбор формы или вида дальнейшего обучения осуществляют родители (законные представители) обучающегося.

    В суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны РФ на повторное обучение могут быть оставлены только обучающиеся, не усвоившие учебные программы вследствие болезни.  подробнее

    Поощрение учащихся за успехи в учебе
    Согласно Приказам Министерства образования и науки РФ обучающиеся различных образовательных учреждений могут быть поощрены за успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности. Действующее законодательство предусматривает для поощрения учащихся при прохождении итоговой аттестации и наличии успехов в учебе с 9 по 11 класс, награждение выпускников» золотой медалью "За особые успехи в учении".

    Особенности награждения учащихся определены Приказом Минобразования от 03.12.1999 № 1076 «Об утверждении положения о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении», о похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «за отличные успехи в учении».  подробнее

  • ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАЖДЕНИИ МЕДАЛЯМИ ЗА УСПЕХИ В УЧЕБЕ.doc (application/msword, 45056 байт)
  • Поощрения в сфере образования
    Трудовым кодексом РФ (ст.191) предусмотрены следующие виды поощрений работника: объявление благодарности; выдача премии; награждение почетной грамотой; представление к званию лучшего в своей профессии. Трудовое законодательство не исключает возможности одновременного использования нескольких способов поощрения работника: и материального, и морального. За особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.

    В сфере образования применяются два типа поощрений: вручение работникам отраслевых наград Министерства образования Российской Федерации и государственных наград. При этом каждый тип поощрения может быть представлен в виде денежной премии, ценного подарка, нагрудных знаков, почетной грамоты или благодарности, звания.

    Отраслевые награды - это форма поощрения и стимулирования работников в сфере образования за заслуги и достижения в педагогическом воспитании, образовании, науке, экономике. Приказом Минобразования 6.10.2004 № 84 предусмотрены следующие виды поощрения: медаль К.Д.Ушинского; нагрудный знак "Почетный работник общего образования РФ"; нагрудный знак "Почетный работник начального профессионального образования РФ"; нагрудный знак "Почетный работник среднего профессионального образования РФ"; нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ"; нагрудный знак "За милосердие и благотворительность"; почетная грамота Министерства образования РФ; благодарность Министерства образования РФ.

    Государственные награды и премии РФ устанавливаются Указами Президента и Постановлениями Правительства. Например, Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 "Об установлении почетных званий и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ" установлены звания: "Заслуженный учитель РФ" и "Народный учитель РФ".

    Все поощрения за труд, применяемые по отношению к работнику, оформляются изданием соответствующего приказа (распоряжения) руководителя образовательного учреждения с указанием вида поощрения, и заносятся в трудовую книжку работника в раздел "Поощрения и награждения".  подробнее

    Порядок аттестации педагогических работников
    Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах.

    Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Применяется такая аттестация, как правило, в отношении лиц, не имеющих квалификационную категорию. Поэтому педагогические работники высших учебных заведений, работающие в дошкольных, общеобразовательных учреждениях или учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не имеющие квалификационной категории будут проходить такую аттестацию на общих основаниях.

    Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, т.к. по смыслу Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 она для него является теперь обязанностью. Отметим, что ни один другой нормативный акт не содержит указание на такую обязанность педагогического работника. Однако отказ педагога, не имеющего квалификационной категории, от прохождения обязательной аттестации может рассматриваться как нарушение дисциплины труда. Результат обязательной аттестации влияет на право педагогического работника работать в данной организации в соответствующей должности.

    Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Результаты этой аттестации влияют на установление размера заработной платы педагога. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия, педагог может не проходить обязательную аттестацию.

      подробнее

    Порядок приема в образовательное учреждение
    В соответствии с законодательством об образовании порядок приема в образовательные учреждения регулируется Законом РФ "Об образовании", а также Правилами приема, которые разрабатываются учредителем данного образовательного учреждения и закрепляются в Уставом образовательного учреждения.

    Учредитель общеобразовательного учреждения устанавливает порядок приема в него на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

    Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

    Обучение в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования начинается с достижения детьми возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

    В вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Если поступающие в вечернее общеобразовательное учреждение не имеют таких документов, то они принимаются по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учреждения, как правило, до начала учебного года. Лица, перешедшие из других общеобразовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.  подробнее

    Порядок установления тождества профессий, должности, учреждения, структурного подразделения

    Установление тождества профессий, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые были предусмотрены в ранее действовавших списках, с учетом которых назначалась пенсия в связи с особыми условиями труда, осуществляется только федеральными органами власти.

    Еще 2003 году в совместном письме Минтруда РФ, Минобразования России, Минздрава РФ, Министерства культуры РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.05.2003-6.06.2003 № 504-АП/20-51-1921/20-5/3946-01-50/32/М3-25-23/5901 был определен порядок подготовки документов по установлению тождества.

    Суть тождества указанных профессии заключается в сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работниками, выработавшими специальный трудовой стаж по тем профессиям, которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, служащих (ЕТКС) без изменения характера работы были унифицированы в профессии с другими наименованиями, предусмотренными действующими списками работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

    Установление тождества было отнесено п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 к компетенции Министерства труда и социального развития Российской Федерации. При необходимости установления указанного тождества образовательное учреждение может обратиться в орган управления образованием, который подготовит документы для представления в Министерство образования РФ, выступающее субъектом инициативы по установлению тождества. Министерство образования РФ и Профсоюз работников народного образования и науки обращаются с соответствующими документами, подтверждающими тождество должности, учреждения, структурного подразделения, имевших ранее иные наименования, отличные от предусмотренных соответствующими списками, в Министерство труда и социального развития РФ.

    На основании оценки представленных документов Министерства труда и социального развития РФ принимает по согласованию с пенсионным фондом РФ соответствующее постановление text-indent: 20pt;подлежащее регистрации в Министерстве юстиции РФ), а в случае отказа извещает об этом заинтересованное министерство.

      подробнее
  • Постановление Минтруда от 25.07.2003 № 57 — версия для печати (application/msword, 36352 байт)
  • Постановление Правительства РФ от 3.10.2003 № 67 "О тождестве наименований образовательных учреждений" — версия для печати (application/msword, 43520 байт)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278 — версия для печати (application/msword, 35840 байт)
  • Почетные звания учителей
    Среди государственных наград особое место занимает представление лучших учителей России к почетным званиям. Согласно Указу Президента от 30.12.1995 № 1341 "Об установлении почетных званий в РФ, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ" в нашей стране установлены звания "Заслуженный учитель РФ" и "Народный учитель РФ".

    Почетное звание "Заслуженный учитель РФ" присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методических разработках, касающихся образовательного процесса, и работающим по специальности 15 и более лет. Звание присуждается лицам, имеющим высшую квалификационную категорию.

    Указ Президента РФ от 2.03.2000 № 463 "О внесении дополнения в Указ президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ" определяет порядок присвоения звания "Народный учитель РФ". Это звание присуждается не ранее чем через пять лет после присвоения почетного звания "Заслуженный учитель РФ" работникам образовательных учреждений, которые внесли особый вклад в отечественное образование и чьи достижения в этой сфере получили широкое общественное признание. При этом лицо, выдвинутое к награждению, должно иметь стаж педагогической работы не менее 20 лет и высшую квалификационную категорию.  подробнее

    Права воспитанника дошкольного учреждения
    Первым учебным заведением российских детей является дошкольное образовательное учреждение. Согласно постановлению Правительства РФ от 1.07.1995 № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», дети могут обучаться в них, начиная с двух месяцев до 10 лет. Дошкольные образовательные учреждения решают задачи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальной охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

    Основными субъектами образовательных отношений в таких учреждениях являются воспитанники, обучающиеся, их родители (иные законные представители) и педагогические работники. Поскольку возраст детей, пребывающих в таких учреждениях не позволяет им в полной мере осознавать весь объем прав и обязанностей, контроль за реализацией этих прав и обязанностей возлагается на родителей. К правам воспитанников дошкольных учреждений можно отнести права на:

    - охрану жизни и здоровья;

    - защиту от всех форм физического и психического насилия;

    - уважение личности и защиту его достоинства;

    - предоставление свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями;

    - удовлетворения физиологических потребностей (сон, питание, прогулки на свежем воздухе);

    - удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

    - получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;

    - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и медицинских услуг;

    - предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.  подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer