Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ » Права


Право ребенка на охрану здоровья
Охрана здоровья является общенациональным приоритетом.

Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья и среды обитания является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы.

Российское законодательство предусматривает различные меры обеспечения условий охраны здоровья детей. Например, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст.10) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья предписывает осуществлять следующие мероприятия:

оказание бесплатной медицинской помощи, осуществление профилактики заболеваний медицинской диагностики, лечебно-оздоровительной работы, включающей в себя и медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Закон РФ «Об образовании» (ст.51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Важным моментом в рассматриваемом вопросе является наличие в учебном процессе перерывов достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания.

Грамотное распределение учебной нагрузки, организация горячего питания обучающихся, ежегодные профилактические осмотры как обучающихся (воспитанников), так и педагогических работников образовательного учреждения, применение адекватных развитию обучающихся образовательных программ являются необходимыми мероприятиями в деле охраны здоровья детей.  подробнее

Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в сфере образования
Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено обязательное прохождение предварительного (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинских осмотров (обследований) работниками, привлекаемыми к работам с вредными и (или) опасными условиями труда.

Медицинские осмотры направлены на определение пригодности работников, для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Трудовым законодательством установлено, что в соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники имеют право на прохождение внеочередных медицинских осмотров (обследований).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83).

В 2005 «Перечень работ, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» был дополнен положениями, в которых указаны обязательность таких осмотров для работников образовательных организаций всех типов и вводов, для учащихся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).  подробнее

  • Приказ Минздравсоцразвития от 16.05.2005 № 338.doc (application/msword, 48640 байт)
  • Привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой
    В соответствии с п.14 ст.50 закона "Об образовании" привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

    Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

    Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т.п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

    Привлечение обучающихся к трудовой деятельности должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97).  подробнее

    Продолжительность урока при надомном обучении
    Трудовым законодательством установлены нормы времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

    Согласно Письму Минобрнауки и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № АФ – 947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» нормируемая часть рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых учителем учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

    Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

    Письмом также предусматривается, что при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

    Таким образом, указанное письмо не предусматривает каких-либо специальных условий учета рабочего времени учителя, осуществляющего обучение детей на дому. Организация учебных занятий на дому, как и занятий в школе должна соответствовать СанПиН 2.4.2.1178-02 ("Российская газета", № 234, 11.12.2002), согласно которым продолжительность учебного занятия не может быть более 45 минут.  подробнее

  • ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о порядке обучения детей-инвалидов на дому.doc (application/msword, 30208 байт)
  • Проект типового положения об организации образовательного учреждения надомного обучения.doc (application/msword, 59904 байт)
  • Работа групп продленного дня
    Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся начальной школы составляет не менее 2 часов, обучающихся 5-9 классов - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).  подробнее
  • Примерное положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.doc (application/msword, 81920 байт)
  • Расчет заработной платы педагога
    Заработная плата педагога по новой системе оплаты труда (НСОТ) рассчитывается на основе размера оклада (ставки заработной платы), установленного по ЕТС без учета премий и иных стимулирующих выплат.

    Расчетная заработная плата по новой системе оплаты труда должна быть равной или выше чем заработная плата по ЕТС. В случае если заработная плата по новой системе оплаты труда окажется ниже, чем заработная плата по ЕТС, то руководитель учреждения должен увеличить оклад соответствующего работника по сравнению с минимальным рекомендуемым размером оклада по занимаемой им должности с таким расчетом, чтобы заработная плата по новой системе оплаты труда была не ниже, чем установленная ранее по ЕТС.

    В 2006 году была предложена методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, согласно которой оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

    О = Стп x У x П x К x А,

    где:

    О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

    Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

    У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

    П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

    К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

    А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

    Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

    Итоговая заработная плата педагога будет равна сумме оклада педагога, осуществляющего учебный процесс и доплат за иные виды работы, которые устанавливаются локальными актами организации.

    Расчет заработной платы (ЗП) в рамках Единой тарифной сетки производился иным образом.

    Например, расчет заработной платы учителя, имеющего вторую квалификационную категорию, устанавливался по 12 разряду ЕТС.

    В 2003 году Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 размер ставки заработной платы учителя по 12 разряду был установлен в размере 1740 рублей.

    ЗП = месячная ставка ЗП х учебная нагрузка в неделю /норма часов в неделю/

    ЗП при нагрузке 12 ч в неделю = 1740 х 12/18 = 1160 руб.

    Месячная ЗП при нагрузке 20 ч в неделю = 1740 х 20/18 = 1933 руб.

    Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки ЗП на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 ч).

    Часовая ставка при 12 ч в неделю 1160/72 = 16,11 руб.

    Часовая ставка при 20 ч в неделю = 1933/72 = 26,85 руб.

      подробнее

    Режим обучения первоклассников в общеобразовательном учреждении
    Особенности режима учебного времени учащихся определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Однако в зависимости от вида образовательного учреждения режим обучения учащихся может варьироваться. Специфика его отражается в локальных актах учебного заведения: Уставе образовательного учреждения, Правилах распорядка для учащихся и других. Важную роль в регулировании образовательных отношений участников образовательного процесса выполняет санитарное законодательство Российской Федерации. На основе длительного мониторинга здоровья обучающихся были определены гигиенические требования к условиям обучения в различных образовательных учреждениях. Режим учебного времени в общеобразовательном учреждении регулируется, в том числе, и Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.1178-02. Согласно этим требованиям в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение первоклассников во всех общеобразовательных учреждениях проводится только в первую смену. При этом учебная неделя длится для них не более 5 дней. Расписание составляется так, чтобы обеспечить облегченный учебный день в середине учебной недели. Расписание уроков составляется из расчета не более 4-х уроков в день, а их продолжительность должна быть не более 35 минут. Первое полугодие строится для первоклассников с использованием «ступенчатого» режима обучения. Так в сентябре, октябре расписание первоклассников представлено 3-мя уроками по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый. По возможности организуется в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут либо дневной сон. В настоящее время региональным законодательством допускается обучение первоклассников без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. Первоклассникам устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.  подробнее

    Режим учебного процесса (вторая смена) в общеобразовательном учреждении
    Санитарными нормами и правилами строго предписано, что учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

    В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение должно проводиться только в первую смену. Если учебное заведение работает в несколько смен, то в первую смену должны учиться 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы, а также классы компенсирующего обучения. В остальных классах образовательный процесс может быть организован во вторую смену. Домашние задания следует задавать обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3 - 4-м - до 2 ч, в 5 - 6-м - до 2,5 ч, в 7 - 8-м - до 3 ч, в 9 - 11-м - до 4 ч. В некоторых случаях учебный процесс в основной школе (5-9 класс) невозможно провести за один урок. Поэтому практикуются сдвоенные уроки. СанПиН 2.4.2.1178-02 допускает сдвоенные уроки в 5 - 9 классах для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).  подробнее

    Советы абитуриентам
    1. Какие документы необходимо предъявить при поступлении в вуз?

    Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, по которому можно проверить гражданство абитуриента; документ об образовании и его копию; медицинскую справку, оформленную в текущем году; 6 фотографий без головного убора размером 3х4 см. По желанию абитуриент может представить в приемную комиссию вуза грамоты и дипломы за учебы или участие в олимпиаде.

    Абитуриентам-юношам необходимо предъявить военный билет или приписное свидетельство. Абитуриент имеет право подать заверенную копию аттестата и поступать одновременно в другие вузы. При этом комиссия обязана под расписку ознакомить поступающих с лицензией и правилами подачи апелляции. Абитуриент должен подписью подтвердить, что получает высшее образование впервые. Будущие студенты должны иметь не менее двух дней на замену копий аттестата на подлинник.

    2. Может ли приемная комиссия засчитать экзамены, сданные в другой институт?

    Таким правом обладает сам вуз. Для точного ответа стоит ознакомиться с правилами приема, утверждаемыми конкретным вузом.

    В качестве результатов вступительных испытаний вуз может засчитывать:

    -результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений, финансируемых из федерального бюджета;

    -результаты централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Министерства образования и науки;

    -результаты Единого государственного экзамена;

    -результаты всероссийских олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образования субъектов федерации или советами ректоров по согласованию с ними;

    -результаты вступительных испытаний данного календарного года в другой вуз.  подробнее

    Социальная поддержка обучающихся (воспитанников)
    Глава 5 Закона РФ "Об образовании" "Социальные гарантии реализации прав граждан на образование" определяет объем социальной поддержки обучающихся, воспитанников.

    Среди основных направлений социальной поддержки обучающихся, воспитанников в п.22 ст. 52 закон выделяет меры по защите прав детей и подростков, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении. Среди них:

    1) создание механизма социальной поддержки;

    Данный механизм предусматривает создание образовательных учреждений для особых групп детей, а также обеспечение их пребывания в них и организацию образовательного процесса. К механизму социальной защиты прав обучающихся можно отнести и меры по обеспечению продолжения образования на следующем уровне. Например, внеконкурсное зачисление в государственные и муниципальные средние и высшие профессиональные учебные заведения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.

    2) квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников;

    Предоставление рабочих мест обусловлено обязанностью органов местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) учащегося, исключенного из общеобразовательного учреждения, принять меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. 3) защита от всех форм дискриминации;

    Понятие дискриминации в образовании обозначает ущемление прав участников образовательных отношений. Защита от ограничения или преследования в правах, от установления бесправного положения является одной из важнейших задач социальной поддрежки в сфере образования.

    Запрет всех форм дискриминации в области образования закреплен в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования. В качестве отдельных мер защиты выступают:

    - исключение в образовательных программах положений, пропагандирующих превосходство по социальному, расовому, национальному, религиозному, языковому признаку, ограничение в правах по признаку пола;

    - дифференциация льготных условий обучения коренных малочисленных народов по отношению к другим этническим группам;

    - недопущение преимуществ в отношении абитуриентов по признаку пола при зачислении в вузы;

    - пресечение действий образовательных учреждений по установлению в правилах приёма в учебное заведение ограничений, связанных с достижением указанного возраста, определенным местом жительства, цензом оседлости; наличием родителей - работников системы образования; уплатой "добровольного" взноса в фонд образовательного учреждения; внеконкурсным зачислением лиц, оплативших учебу на платных подготовительных курсах и т.д.

    4) разработка и осуществление целевых программ по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). Вопросы, связанные с разработкой и реализацией федеральных целевых программ в области образования, относятся к компетенции Правительственной комиссии по образованию.

    Программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья участников образовательных отношений, реализуемые в образовательных учреждениях, должны быть направлены на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом режим занятий в образовательных учреждениях должен соблюдаться в соответствии с Санитарными нормами и правилами (СанПин), а инфляционный рост расходов на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях компенсироваться государством.  подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer