Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ » Ответственность


Дисциплина труда учащихся
В педагогике дисциплина является качественной характеристикой порядка, организованности. Под школьной дисциплиной понимают соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативна и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей.  подробнее

  • Примерные локальные акты о дисциплине труда учащихся.doc (application/msword, 74240 байт)
  • Дисциплинарное расследование в образовательном учреждении
    Дисциплинарное расследование рассматривается как действия администрации образовательного учреждения (работодателя) по установлению обстоятельств нарушения работником трудовой дисциплины. Такие действия могут носить как воспитательный, так и нормативный характер. Согласно нормам трудового законодательства расследуются нарушения работником норм профессиональной деятельности (поведения) и (или) Устава образовательного учреждения. Согласно законодательству об образовании дисциплинарное расследование нарушений педагога проводится только по поступившей на него письменной жалобе. При этом копия жалобы обязательно передается нарушителю.

    Ход дисциплинарного расследования в отношении педагога и принятые по его результатам меры не могут быть разглашены без его согласия, кроме случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или, при необходимости, защиты интересов обучающихся.  подробнее

    Дисциплинарные взыскания в отношении педагогов
    Трудовым кодексом РФ (ст.192) предусмотрены три вида дисциплинарных взысканий, применяемых работодателем в отношении работника: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

    При этом федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Законодательство запрещает применение дисциплинарного взыскания, не предусмотренного федеральными законами, уставами и положениями. Закон также допускает возложение на работника, уже имеющего дисциплинарное взыскание, но продолжающего не исполнять или ненадлежаще исполнять свои обязанности, возлагать новое (другое) дисциплинарное или общественное взыскание, в том числе увольнение. Увольнение учителя как мера дисциплинарного взыскания допускается не позднее, чем через один месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка. При этом в исчисление срока применения взыскания не засчитывается время болезни работника или время пребывания его в отпуске, а также время, необходимое для учета мнения профкома образовательного учреждения. Порядок применения дисциплинарного взыскания оговорен ст.193 ТК РФ. Правом наложения дисциплинарного взыскания на педагога обладает руководитель образовательного учреждения или органы управления образованием.

    Данным порядком предусмотрены следующие процедуры:

    1. выяснение всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка: время совершения, тяжесть проступка, обcтоятельства, при которых он был совершен, характер предшествующей работы и поведение работника;

    2. получение от работника письменного объяснения о совершенном проступке. В случае отказа работника написать объяснительную записку, администрацией составляется акт об отказе написания объяснительной записки, который подписывает лицо, совершившее проступок или два свидетеля.

    3. администрация учреждения издает приказ о наложении дисциплинарного взыскания и предъявляет его данному работнику под расписку в течение трех дней со дня его издания.

    4. в трудовую книжку сведения о дисциплинарном взыскании не вносятся.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в комиссии по трудовым спорам, в государственной инспекции по труду, либо в суде. Судебное обжалование, как правило, касается случаев увольнения работника. В других случаях обжалование носит внесудебный характер.  подробнее

    Должностные инструкции работников образовательных учреждений

    Должностные инструкции представляют собой подсистему локальных правовых актов школы. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями, на основании которых выплачивается заработная плата.

    Должностные инструкции разрабатываются администрацией школы, согласовываются со штатным юрисконсультом, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

      подробнее
  • Должностная инструкция — учитель (2 вариант) (application/msword, 75264 байт)
  • Должностная инструкция — учитель (1 вариант) (application/msword, 54272 байт)
  • Должностная инструкция — инструктор по физической культуре (application/msword, 52224 байт)
  • Должностная инструкция инструктора по труду (application/msword, 47104 байт)
  • Технология составления должностных инструкций (application/msword, 41984 байт)
  • Должностная инструкция педагога-психолога (application/msword, 28160 байт)
  • Должностная инструкция дежурного администратора (application/msword, 37376 байт)
  • Должностная инструкция зам директора по информатизации (application/msword, 51712 байт)
  • Заместитель директора общеобразовательного учреждения
    Любой руководитель образовательного учреждения - и управленец, и педагог, помогающий своим коллегам - учителям осваивать новые педагогические технологии, овладевать искусством их творческого применения. Главная задача руководителей школы - управление образовательным процессом. У директора школы может быть несколько заместителей.

    Количество таких заместителей определяется самостоятельно образовательным учреждением исходя из производственной необходимости, и закрепляется штатным расписанием, которое утверждается органом управления образования, которому подчиняется данное учреждение.  подробнее

  • Заместитель директора школы по информационным технологиям.doc (application/msword, 65536 байт)
  • Инспекционный (внутришкольный) контроль
    Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указов, распоряжений руководителей, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу. Инспекционный контроль осуществляется руководителем образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, заведующими кафедр, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденного плана контроля. В общеобразовательном учреждении такая инспекционная проверка носит название внутришкольного контроля. Он может быть представлен следующими типами: административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль, самоконтроль.

    Виды и формы внутришкольного контроля должны быть отражены в локальных актах образовательного учреждения (Уставе, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка). Если данные проблемы не нашли отражения в документах школы, то опираются на "Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях". Данным документом предусматриваются методы документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Цель внутришкольного контроля - предоставление информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков работы для исправления ситуации, оказание методической и практической помощи учителям.

    В ходе контроля может проверяться: работа отдельного педагога (фронтальный контроль), работа педагогического коллектива с отдельным классом (классно-обобщающий контроль), проверка работы по конкретному направлению учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения (тематический контроль).  подробнее

    Методы воспитания, применение которых приводит к увольнению педагога
    Применение педагогом методов физического или психического насилия в своей профессиональной деятельности может обернуться для него увольнением. Юридическое значение указанных способов воспитания пока не определено. В этом вопросе придерживаются общепринятой педагогической практики.

    Так, к методам физического насилия относят преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие на учащегося, которое распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, понижает его нравственный и социальный статус. Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к учащемуся. Применение таких методов воспитания будет расцениваться как грубое нарушение Устава учреждения, в том случае, если в Уставе образовательного учреждения указана такая форма его нарушения. В отношении других (непедагогических) работников данная норма Трудового законодательства не применяется, однако из этого не следует, что иные (непедагогические) работники не должны соблюдать норм общественной морали. В последнем случае вопрос исследуется как нарушение норм общественной морали. Право производить увольнение по ст. 336 ТК РФ остается за руководителем образовательного учреждения или иным органом, указанным в Уставе.  подробнее

    Обязанности и ответственность обучающихся
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предъявляемых к учащимся по вине обучающегося, наступает ответственность самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

    Учащиеся обязаны:

    выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

    бережно относиться к имуществу;

    уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

    выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

    За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ "Об образовании", правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется за совершение противоправных действий учеником, грубое неоднократное нарушение устава учреждения, если ему исполнилось 14 лет. Если же правонарушителем является лицо, не достигшее 14 лет, то его отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Помимо этого к дисциплинарным взысканиям относят: замечание учащемуся, выговор, строгий выговор с занесением в личное дело и другие меры, которые должны быть отражены в уставе образовательного учреждения.

    За причинение вреда имуществу образовательного учреждения возникает юридическая ответственность, регулируемая гражданским законодательством. Ст.1078 определяет, что причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать своих действий. Ст.1064 ГК РФ определяет, что вред возмещается родителями (законными представителями) если вина обучающегося, которому еще не исполнилось 14 лет доказана.

    Если учащийся в общественных местах (например, в образовательном учреждении) совершает мелкое хулиганство (например, нецензурная брань, оскорбительное приставание), либо распивает спиртные напитки, то в этом случае возникает административная ответственность, регулируемая нормами административного права.  подробнее

    Органы, рассматривающие споры между субъектами образовательных отношений
    В системе образования неурегулированные разногласия возникают между всеми участниками образовательных отношений по поводу действий и решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение образовательных либо связанных с ними иных отношений, а также споры абитуриентов по поводу итогов вступительных испытаний.

    К органам, рассматривающим правовые споры участников образовательных отношений, относятся:

    1) Апелляционная комиссия приемной комиссии вуза – создается в соответствии с распоряжением руководителя учреждения на период проведения вступительных испытаний для рассмотрения апелляций. Порядок формирования, состав, полномочия и ее деятельность регламентируются положениями, утверждаемыми ректором высшего учебного заведения.

    2) Конфликтные комиссии экспериментов в области образования - решают спорные вопросы, возникающие при оценке экзаменационных работ в рамках эксперимента (например, эксперимент по применению единого государственного экзамена – ЕГЭ), защите прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте. Положение о конфликтной комиссии и ее состав утверждаются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

    3) Совет образовательного учреждения - разрешает правовые споры, связанные с проведением промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников), применением дисциплинарных взысканий и иных действий и решений органов управления образованием к обучающимся.

    4) Комиссия по трудовым спорам в образовательном учреждении (КТС) - рассматривает трудовые споры работников, возникающие в образовательных учреждениях. Избирается на общем собрании трудового коллектива образовательного учреждения. Если учреждение большое, то КТС могут быть созданы в его структурных подразделениях. КТС рассматривает жалобу работника в течение 10 дней со дня подачи ее в комиссию. Администрация учреждения обязана выполнить решение КТС через 3 дня по прошествии 10-дневного срока, отпущенного на обжалование решения КТС.

    5) Органы по опеке и попечительству – участвуют в рассмотрении вопросов, связанных с исключением из образовательного учреждения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

    6) Органы управления образованием – рассматривают жалобы по поводу нарушения прав обучающихся, некачественного предоставления образовательной услуги, исключения учащихся из учреждения.

    7) Мировой судья – должностное лицо, единолично рассматривающее дела в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в качестве суда первой инстанции.

    8) Суды – осуществляют правосудие в форме рассмотрения спорных дел в установленном законом процессуальном порядке.  подробнее

  • О применении судами трудового законодательств.doc (application/msword, 212480 байт)
  • Рекомендации о работе КТС.doc (application/msword, 71680 байт)
  • Ответственность педагога
    Ответственность педагога - это предусмотренная правовыми нормами обязанность педагога претерпевать неблагоприятные для него последствия вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

    В соответствии с трудовым законодательством можно выделить общую и специальную ответственность педагога. Общая дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового права и по своему содержанию совпадает с ответственностью всех работников, специальная - регулируется нормами образовательного законодательства. Нормами законодательства в области образования предусмотрено, что педагог несет ответственность за повторное в течение года грубое нарушение Устава организации; применения (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий; некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам; недостойное поведение на работе, в быту; несоблюдение требований охраны труда и производственной санитарии, гигиены, противопожарной и экологической безопасности.

      подробнее


        [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer