Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Обучающиеся/воспитанники


Аттестация выпускников общеобразовательных учреждений в 2005 году
Аттестация учащихся является обязательным элементом освоения образовательной программы обучающимся. Итогом аттестации является получение выпускником документа об образовании.

Для учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации аттестация выпускников проводится не только в форме ЕГЭ, но и в традиционной форме.

Письменные экзамены по русскому языку и литературе, по алгебре и началам анализа проводятся для лиц, завершивших освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях всех видов, а также в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

Ежегодно федеральный орган управления образования устанавливает сроки проведения этих экзаменов. Дни проведения этих экзаменов едины для выпускников всех общеобразовательных учреждений России.

Региональные органы управления образованием устанавливают дни проведения региональных экзаменов.

  подробнее

  • Письмо ФСН от 20 января 2005 о сроках проведения в 2005 году письменных экзаменов.doc (application/msword, 23552 байт)
  • Безопасность труда при выполнении лабораторных и практических работ учащимися на уроках физики
    На уроках физики учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и выполнении лабораторных и практических работ. Обучение учащихся правилам безопасности проводится перед началом практических занятий, проведением экскурсий, кружковых занятий. При этом учащиеся изучают не только теоретические знания по охране труда, но и обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском к практической работе.

    Обучение правилам техники безопасности во время учебных занятий приводится в виде инструктажа, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда.

    Нормативной базой, регулирующей отношения субъектов образовательного процесса по вопросу охраны труда, безопасного поведения и техники безопасности составляют:

    - ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

    - Приказ Минпросвещения СССР от 27.12.1982 «Об утверждении правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР»;

    - Приказ Минобразования России от 04.08.2001 № 2953 «Об утверждении ОСТ 01-2001. Отраслевой стандарт. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения» и другие документы.

    Согласно указанным выше нормативным документам личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил техники безопасности независимо от того, привели или нет эти нарушения к несчастному случаю несут директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (учитель физики) и руководители кружков.  подробнее

    Виды споров в образовательных правоотношениях
    В области образования нередко возникают спорные ситуации, связанные с процедурой оценки способностей, профессиональных качеств, компетентности того или иного субъекта. В зависимости от квалификации спора происходит и его рассмотрение в том или ином правомочном органе. Для квалификации спора и отнесения его для рассмотрения в подведомственный орган важно определить предмет спора.

    Например, различают:

    1) Спор образовательного учреждения и абитуриента по поводу итогов вступительных испытаний.

    Предметом спора абитуриента с образовательным учреждением может быть:

    - итоговая оценка вступительного испытания (в этом случае абитуриент в день объявления оценки должен подать заявление в апелляционную комиссию о несогласии с выставленной на вступительном испытании оценкой);

    - процедура проведения экзамена (в этом случае в день проведения испытания абитуриент подает заявление о нарушении процедуры проведения испытания).

    2) Спор образовательного учреждения и педагогического работника в отношении присвоения звания.

    Предметом спора может быть решение совета учреждения о возбуждении ходатайства о лишении работника звания. Работник на данное решение может подать апелляцию. Если решение о лишении ученого звания было принято Министерством образования Российской Федерации, то апелляция направляется в Министерство образования Российской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения соответствующего решения.

    3) Спор между выпускником общеобразовательного учреждения и государственной экзаменационной комиссией ГЭК) в рамках эксперимента.

    Предметом спора выпускника и ГЭК является оценка экзаменационной работы в рамках эксперимента и процедура проведения аттестации. Апелляции по содержанию контрольных измерительных материалов (КИМов) не принимаются.

    4) Спор между автором (авторами) апелляции, не согласными с решением диссертационного совета по конкретному диссертационному исследованию, и Диссертационным советом вуза или Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

    Предметом спора является решение диссертационного совета по вопросу о присуждении ученой степени автору диссертации.

    5) Трудовые споры – неурегулированные разногласия, возникающие между работниками и администрацией образовательного учреждения по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора.

    Предметом индивидуальных трудовых споров работников образовательных учреждений являются условия трудовых договоров, их существенное изменение.

    Независимо от характера спорного вопроса, существуют общие для всех видов спора признаки: наличие предмета спора; наличие заявления от субъекта образовательных отношений; рассмотрение предмета спора по существу; принятие решения в отношении заявления (апелляции).  подробнее

    Всероссийская олимпиада школьников
    Приказом от 30 октября 2003 г. № 4072 «Об утверждении положения о Всероссийской олимпиаде школьников» утвержден документ, который определяет порядок организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников (далее - олимпиада), ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей.

    Олимпиада проводится ежегодно Министерством образования Российской Федерации (далее - Министерство), органами местного самоуправления или местными (муниципальными) органами управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, общеобразовательными учреждениями.

    Олимпиада проводится по следующим предметам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия, экология, биология, история, география, физическая культура, технология, экономика, право, обществознание, а также по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.  подробнее

  • Положение о Всероссийской олимпиаде.doc (application/msword, 72192 байт)
  • Гарантии лицам, проходящим медицинские осмотры
    На работников, проходящих обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) распространяются следующие гарантии:

    - предусмотренные трудовым законодательством медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования работников осуществляются за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ);

    - работникам, направляемым на медицинское обследование, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ);

    - защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается работодателем за счет его средств (ст.86 ТК РФ).  подробнее

    Дисциплина труда учащихся
    В педагогике дисциплина является качественной характеристикой порядка, организованности. Под школьной дисциплиной понимают соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.

    Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

    Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

    Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

    Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

    Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативна и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

    Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей.  подробнее

  • Примерные локальные акты о дисциплине труда учащихся.doc (application/msword, 74240 байт)
  • Занятия физкультурой для детей со специальной и подготовительной группой здоровья
    Отметка по физической культуре обязательно выставляется в аттестат. Поэтому для каждого учащегося занятия по данному предмету становятся такими же обязательными, как и уроки по математике, истории, физики или химии.

    Данная оценка во многом зависит от исходного уровня физической подготовленности учащихся. Если при оценивании учебных достижений учащихся, имеющих основную группу здоровья в основу положены фактические результаты по видам спортивной подготовки, то для детей, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья основной акцент в оценивании учебных достижений делается на стойкую их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе специальной медицинской группы проводятся в декабре и апреле, второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле. Процедура оценивания и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий по физической культуре, определена Письмом Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123.  подробнее

  • Письмо Минобразования об оценивании и аттестации учащихся со специальной медицинской группой для занятий по физической культуре.doc (application/msword, 79360 байт)
  • Инструктаж в кабинете химии
    В соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 "Организация обучения работающих безопасности труда" инструктаж подразделяется на:

    вводный (на первом уроке химии);

    первичный на рабочем месте;

    повторный;

    внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);

    текущий (перед проведением лабораторных и практических работ).

    Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

    Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный и имеет целью ознакомить учащихся, лаборанта или практикантов с организацией и содержанием рабочего места, с безопасными методами работы, с правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний.

    Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся заведующий кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.

    По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.

    Проведение инструктажа вводного для учащихся, первичного и повторного на рабочем месте и внепланового фиксируется в классном журнале (вводный инструктаж рекомендуется проводить в начале учебного года на первом уроке химии в каждом классе).

    Инструктаж на рабочем месте первичный и повторный, а также внеплановый для лаборанта и студентов-практикантов, а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий для учащихся проводит также учитель химии и регистрирует его в специальном журнале.

    Инструктаж текущий перед лабораторными и практическими работами проводится учителем химии, но не регистрируется.  подробнее

    Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физике
    1. Вводный инструктаж по технике безопасности носит ознакомительных характер о правилах поведения в кабинете физики. Цель данного инструктажа заключается в ознакомлении учащихся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.

    Проводится такой инструктаж в виде лекций, беседы заведующим кабинетом (учителем) физики. Факт проведения вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журналах учета учебной работы.

    2. Инструктаж на рабочем месте может быть первичным и повторным. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в кабинете физики. Повторный инструктаж проводится в случае использования при проведении практических работ однотипного оборудования.

    Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний учащихся, устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

    О проведении первичного либо повторного инструктажа на рабочем месте проводивший инструктаж делает запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

    В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.

    При проведении инструктажей необходимо пользоваться Инструкцией по технике безопасности для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

    Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда. Для учащихся Инструкции вывешиваются на стендах в кабинете физики.  подробнее

    Категории детей в нормативных правовых актах
    В нормативных правовых актах Российской Федерации дети как субъекты правоотношений представлены несколькими категориями. Так в российском законодательстве есть специальные нормы в отношении детей, одаренных детей; детей-инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, проживающих в районах Крайнего севера; детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС; детей, прибывших без родителей из зон военного и межнационального конфликтов; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей, имеющих недостатки в психическом и(или) физическом развитии; детей-жертв вооруженных конфликтов экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей-жертв насилия; детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; детей с отклонениями в поведении; детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; детей-беспризорников; детей-безнадзорников; детей из многодетных семей. Соответствующие нормы правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей, лиц их заменяющих.

    С 1991 года в Российской Федерации было принято более 140 законов и подзаконных актов по проблемам защиты прав детей.  подробнее

  • Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.doc (application/msword, 39936 байт)

  •     [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer