Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Педагогический работник


Учитель

Социальный педагог

Воспитатель

Помощник воспитателя

Мастер производственного обучения

Классный воспитатель

Родители (иные законные представители)

Инструктор по физической культуре

Доплаты и надбавки учителям информатики

Установление доплат и надбавок работникам в настоящее время находится в компетенции органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и администрации образовательного учреждения. Работа учителя информатики относится к работам с особыми условиями труда и при установлении надбавок необходимо обращаться к Перечню работ с неблагоприятными условиями труда (утвержден Приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 579 от 20.08.1990), на основании которого устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными условиями труда.

  подробнее

Дополнительные основания увольнения педагогических работников
Трудовым кодексом РФ (ст.81) предусматривается следующее основание для расторжения трудового договора: "совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы".

К аморальным проступкам в теории права относят действия, противоречащие общепринятой морали.

Особенно строги нормы морали к лицам, занимающимся воспитательной деятельностью. Появление в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; вызывающее оскорбительное по отношению к другим поведение; жестокое обращение со своими близкими для педагога может быть расценено как аморальный проступок.

Указанные действия могут служить основанием для прекращения трудового договора по инициативе работодателя (ст.81). Следует также помнить, что ст. 336 ТК РФ и п.3 ст.56 Закона РФ "Об образовании" дополняют указанную норму тем, что выделяют еще ряд условий. Например, увольнение работника в связи с повторным в течение года грубым нарушением Устава образовательного учреждения; применением, в том числе однократным, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.  подробнее

Досрочное предоставление трудовой пенсии по старости
Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" в целях их материального обеспечения.

Назначение педагогическим работникам данной пенсии осуществляется в строгом соответствии с утвержденными Правительством РФ списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право для установления досрочного назначения трудовой пенсии по старости, при том, что стаж педагогической работы в таких учреждениях должен составлять 25 лет.

Практически до июня 2004 года досрочное назначение трудовой пенсии по старости распространялось на педагогов, осуществлявших свою деятельность только в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В июне 2004 года Конституционный суд РФ рассмотрел жалобы 38 граждан и запросы 6 судов и вынес постановление, которое теперь позволяет распространить право досрочного предоставления трудовой пенсии по старости на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не являющихся государственными или муниципальными.  подробнее

Запасные учителя
Наименование должности «запасной учитель» было введено в практику образовательных учреждений Циркулярным письмом Министерства просвещения РСФСР от 06.08.1956 № 166-М «О положении о запасных учителях для сельских школ». Такие должности вводились территориальными органами управления образованием с целью замещения учителей школ, отсутствующих в связи с временной нетрудоспособностью. Открытие ставок согласовывалось с Министерством просвещения РСФСР и Министерством финансов РСФСР.

Особенность статуса таких работников заключалась в том, что, несмотря на разъездной (вахтовый) характер работы, они имели такие же права, как и обычные учителя.

Предусматривались определенные гарантии: почасовая оплата труда за переработку 18 часовой учебной нагрузки (для учителей 5-10 классов), оплата проезда к месту работы и обратно, оплата расходов за квартиру, доплата за проверку письменных работ по русскому языку и математике.

Должность запасного учителя имеет свою историю. Поскольку профессия учителя в селе всегда была престижной и почетной, то до октября 1918 года помимо учителей работающих на постоянной основе существовала специальная категория учителей - «запасные учителя». Готовые заменить выбывших педагогов, такие специалисты имели не только педагогическое образование, но и «кандидатский стаж». Учителями могли стать люди, не только окончившие земские учительские школы, но и имевшие домашнее образование и получившие свидетельство на звание учителя.

Проблема запасных учителей стала актуальной при досрочном предоставлении трудовой пенсии по старости. Так 20.05.2003 г. в Ленинском районном суде г. Смоленска (дело № 2-634/03 – см. www.ed-union.ru) слушалось дело о назначении досрочной пенсии. По результатам слушания было установлено, что работа в должности запасного учителя РОНО подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет и в этом перечне упомянута должность запасного учителя. Ранее приобретенное право в сфере пенсионного обеспечения подлежит учету по правилам пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.2001 № 173-ФЗ. Иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действующим законодательством.  подробнее

  • Положение о запасных учителях 1956 года.doc (application/msword, 37376 байт)
  • Заработная плата педагогического работника
    Заработная плата педагогического работника состоит из базовой (тарифной) ставки (оклада) и компенсационных и стимулирующих выплат.

    В базовую часть оплаты труда педагога входит тарифная ставка (оклад) и компенсационные выплаты, включающие доплаты за специфику работы в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением, за индивидуальное обучение на дому больных детей и др.; за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за работу в неблагоприятных условиях труда (в том числе работу в полевых условиях), заведование кабинетами, мастерскими и др.

    Выплаты стимулирующего характера могут включать в себя следующие выплаты за:

    - достижение обучающимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом;

    - подготовку призеров олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.;

    - внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных авторских программ;

    - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового и безопасного образа жизни;

    - сложность и напряженность работы;

    - уровень профессионализма и качества выполняемой работы;

    - качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и др.

    Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с локальными нормативными актами учреждений,

    Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп:

    Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования";

    Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования";

    Приказ Минздравсоцразвития России от 12 мая 2008 г. № 225н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта".

    Руководитель образовательного учреждения на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, самостоятельно устанавливает размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по профессионально квалификационным группам для соответствующих квалификационных уровней.

    Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле: О = Стп x У x П x К x А,

    где:

    О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

    Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

    У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

    П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

    К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

    А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

    Заработная плата руководителя образовательного учреждения устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда, по следующей формуле: ЗПр = ЗПпср x К,

    где:

    ЗПр - заработная плата руководителя образовательного учреждения;

    ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;

    К - коэффициент, установленный по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

      подробнее

    Изменение учебной нагрузки
    В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

    учителям 1 - 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

    учителям 1 - 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

    учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

    учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

    Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается: заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

    заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

    заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

    Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

    Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

      подробнее

    Инструктаж в кабинете химии
    В соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 "Организация обучения работающих безопасности труда" инструктаж подразделяется на:

    вводный (на первом уроке химии);

    первичный на рабочем месте;

    повторный;

    внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);

    текущий (перед проведением лабораторных и практических работ).

    Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

    Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный и имеет целью ознакомить учащихся, лаборанта или практикантов с организацией и содержанием рабочего места, с безопасными методами работы, с правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний.

    Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся заведующий кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.

    По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.

    Проведение инструктажа вводного для учащихся, первичного и повторного на рабочем месте и внепланового фиксируется в классном журнале (вводный инструктаж рекомендуется проводить в начале учебного года на первом уроке химии в каждом классе).

    Инструктаж на рабочем месте первичный и повторный, а также внеплановый для лаборанта и студентов-практикантов, а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий для учащихся проводит также учитель химии и регистрирует его в специальном журнале.

    Инструктаж текущий перед лабораторными и практическими работами проводится учителем химии, но не регистрируется.  подробнее

    Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физике
    1. Вводный инструктаж по технике безопасности носит ознакомительных характер о правилах поведения в кабинете физики. Цель данного инструктажа заключается в ознакомлении учащихся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.

    Проводится такой инструктаж в виде лекций, беседы заведующим кабинетом (учителем) физики. Факт проведения вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журналах учета учебной работы.

    2. Инструктаж на рабочем месте может быть первичным и повторным. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в кабинете физики. Повторный инструктаж проводится в случае использования при проведении практических работ однотипного оборудования.

    Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний учащихся, устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

    О проведении первичного либо повторного инструктажа на рабочем месте проводивший инструктаж делает запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

    В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.

    При проведении инструктажей необходимо пользоваться Инструкцией по технике безопасности для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

    Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда. Для учащихся Инструкции вывешиваются на стендах в кабинете физики.  подробнее

    Категория туристических походов по Единой Всероссийской спортивной классификации маршрутов
    Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов в Российской Федерации.

    В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы, согласно ЕВСКМ, разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

    Спортивные походы классифицируются по возрастающей степени сложности и категорийности трудностей. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.

    Основными показателями, определяющими степень сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия.

    При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.

    Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного...) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.

    ЕВСКМ утверждена Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного союза России.  подробнее

  • Единая всероссийская классификация спортивных маршрутов.doc (application/msword, 169472 байт)
  • Квалификационная категория педагогического работника
    Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

    Квалификационная категория является существенным фактором при установлении оплаты труда педагогу. Она присваивается педагогу по итогам аттестации сроком на 5 лет и является подтверждением соответствия уровня квалификации педагога требованиям квалификационной категории.

    Право на аттестацию и последующее присвоение квалификационной категории предоставляется педагогическим работникам, имеющим помимо соответствующего образования стаж педагогической деятельности. Для аттестации по I категории - не менее 2 лет, для аттестации по высшей квалификационной категории - не менее 2 лет при наличии первой квалификационной категории.

    Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением ему квалификационной категории (добровольная аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи.

    Установленная педагогу квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Она сохраняется на этот период при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Существенным изменением при установлении квалификационных категорий является отмена взаимоучета квалификационных категорий для разных педагогических должностей. Если ранее допускалось учитывать квалификационную категорию, например, по должности «учитель» для должности «воспитатель», то новый порядок определяет, что для каждой должности возможна только своя квалификационная категория. В силу этого допускается проведение аттестации по всем должностям, которые педагогический работник совмещает в данной организации или выполняет у разных работодателей на условиях совместительства.

    Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться работнику оплата труда с учетом присвоенной квалификационной категории.

    Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся следующие записи: в графе 1 – порядковый номер вносимой записи; в графе 2 – дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 – «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета); в графе 4 – дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись.

    Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209.

      подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer