Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Педагогический работник


Учитель

Социальный педагог

Воспитатель

Помощник воспитателя

Мастер производственного обучения

Классный воспитатель

Родители (иные законные представители)

Инструктор по физической культуре

Концертмейстер и музыкальный руководитель
Диапазон профессиональной деятельности как концертмейстера, так и музыкального работника, достаточно широк и определяется спецификой учреждения, в котором он работает. В учреждениях дополнительного образования функции концертмейстера и музыкального работника часто приближаются к функциям педагога дополнительного образования. В связи с этим данные специалисты должны владеть общим объемом знаний и умений, необходимым для работы с детьми, а также специальными - художественно-эстетическими, музыкальными, исполнительскими, дирижерскими и т.п.  подробнее
  • Аттестация концертмейстера и музыкального руководителя.doc (application/msword, 84480 байт)
  • Мастер производственного обучения
    Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" мастер производственного обучения относится к должностям педагогических работников (3-я профессиональная квалификационная группа). В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 673 "Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" мастера производственного обучения проводят учебную практику обучающихся.

    В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены квалификационные требования по такой должности и должностные обязанности.

    Так мастер производственного обучения должен иметь: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

    Мастер производственного обучения должен проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66 для выполнениz производственных поручений мастеру производственного обучения выдается Комбинезон хлопчатобумажный, перчатки кирзовые комбинированные, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки (по поясам).

    Мастер производственного обучения выполняет следующие должностные обязанности: проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает обо-рудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися пере-довыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Он должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы разви-тия мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитан-никами, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; пра-вила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Учебная нагрузка мастера производственного обучения определяется локальными актами организации с учетом того, что согласно Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" ему установлена продолжительность рабочего времени в объеме 36 часов в неделю.

    Отметим, что если мастер производственного обучения работает в среднем профессиональном образовательном учреждении, то для преподавательской работы он должен иметь высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).  подробнее

    Методы воспитания, применение которых приводит к увольнению педагога
    Применение педагогом методов физического или психического насилия в своей профессиональной деятельности может обернуться для него увольнением. Юридическое значение указанных способов воспитания пока не определено. В этом вопросе придерживаются общепринятой педагогической практики.

    Так, к методам физического насилия относят преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие на учащегося, которое распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, понижает его нравственный и социальный статус. Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к учащемуся. Применение таких методов воспитания будет расцениваться как грубое нарушение Устава учреждения, в том случае, если в Уставе образовательного учреждения указана такая форма его нарушения. В отношении других (непедагогических) работников данная норма Трудового законодательства не применяется, однако из этого не следует, что иные (непедагогические) работники не должны соблюдать норм общественной морали. В последнем случае вопрос исследуется как нарушение норм общественной морали. Право производить увольнение по ст. 336 ТК РФ остается за руководителем образовательного учреждения или иным органом, указанным в Уставе.  подробнее

    Несколько запретов при обучении химии
    Кабинет химии – это специальное учебное помещение, где необходимо соблюдать повышенные меры безопасности, как во время осуществления учебного процесса, так и при подготовке практикумов. Учебный процесс в таком кабинете ограничен определенными запретами. В кабинете химии запрещается:

    1) проводить занятия не связанные с изучением химии (классные часы, занятия по другим предметам или занятия группы продленного дня).

    2) присутствие учащихся в лаборантской комнате;

    3) нахождение учащихся в помещении кабинета в отсутствии учителя химии;

    4) допуск учащихся к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии;

    5) пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде;

    6) менять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в значками X и XX;

    7) выбрасывать в канализацию реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ;

    8) выполнять лабораторные и практические работы учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами (в этом случае администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе);

    9) использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край;

    10) при пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом;

    11) проведение учащимися самостоятельно любых опытов, не предусмотренных при выполнении конкретной практической работы;

    12) загромождение проходов между рядами портфелями, сумками.

    13) выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя;

    14) уборка любых химических веществ силами учащихся без контроля учителя;

    15 самостоятельно устранять неисправности в приборах;

    16) оставлять без присмотра нагревательные приборы.  подробнее

    О тождестве наименований должностей и образовательных учреждений
    Продолжительность трудового стажа педагога имеет особое значение при досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.

    В стаж для ее начисления относят только те периоды работы педагога, которые связаны с трудовой деятельностью в учреждениях для детей. Список этих учреждений строго регламентирован и утвержден Правительством Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 29.10.2001г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Российская газета от 6.1..2002 г.,№ 212) определен перечень должностей, работа в которых предоставляла право педагогическому работнику на досрочное назначение такой пенсии.

    Однако в этот Перечень не были отнесены наименования тех должностей, которые применялись еще до вступления в силу Трудового кодекса РФ (2002г.). При назначении «пенсии по выслуге лет» нередко возникают коллизии: педагог вроде бы всю жизнь посвятил работе с детьми, а вот наименование его должности не позволяет Пенсионному фонду отнести этот период к педагогическому стажу, учитываемому для назначения такой пенсии. Работнику приходится разрешать спорную ситуацию в судебном порядке. Особенно противоречивая ситуация складывается, когда наименование должности работника по существу совпадает с тем, что указано в нормативном правовом документе, но несколько отличается от того, что зафиксировано в его трудовой книжке.

    В этом случае обращаются к согласовательным актам Минсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Министерства образования и науки РФ, устанавливающим тождества отдельных наименований должностей.  подробнее

  • Приказ Минздрасоцразвития России от 5 июля 2005 №440 Об установлении тождества отдельных наименований должностей.doc (application/msword, 22528 байт)
  • Постановление минтруда РФ от 23.06.2003 № 39.doc (application/msword, 35840 байт)
  • Постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 68.doc (application/msword, 37376 байт)
  • Приказ госкомитета по физической культуре и спорту от 28.12.1995 № 1588-ИТ.doc (application/msword, 38912 байт)
  • Образование педагогического работника
    В дошкольном образовательном учреждении, а также в образовательном учреждении дополнительного образования детей к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

    В общеобразовательное учреждение на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

    В специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс в осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

    В учреждении начального профессионального образования к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

    В учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

    Подтверждением образовательного уровня педагога является документ об образовании государственного образца. Для бакалавров, магистров и специалистов, имеющих высшее образование, таким документом является диплом о высшем профессиональном образовании.

    Диплом о высшем профессиональном образовании (далее - диплом) выдается выпускнику вуза, прошедшему в установленном порядке итоговую государственную аттестацию. Основанием выдачи диплома является решение государственной аттестационной комиссии. Диплом с отличием выдается выпускнику вуза, если по результатам итоговой государственной аттестации выпускник вуза имеет только оценки "отлично". Для получения диплома с отличием в целом оценок "отлично", включая оценки по итоговой государственной аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки - "хорошо".

    Для магистра дополнительным условием выдачи диплома с отличием является обязательное наличие у него документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием".

    Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование. При приеме на работу студенту вуза в должности учителя или другого педагогического работника следует предъявить справку из деканата, заверенную подписью декана и гербовой печатью учебного заведения.

    Диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается студентам (слушателям), прервавшим обучение и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом вуза по очной форме обучения. Наличие у работника диплома о неполном высшем профессиональном образовании права на установление оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование не дает.

      подробнее

    Обучение работников, учащихся охране труда
    Наличие квалифицированного персонала - одно из важнейших условий безопасности труда, образовательного процесса. Поэтому в образовательном учреждении должна быть создана специальная система обучения работников и учащихся по охране труда.

    Согласно статье 212 ТК РФ, статьям 14 и 18 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» работодатель (руководитель образовательного учреждения) обязан обеспечить обучение, инструктаж работников, учащихся и проверку знаний норм, правил, инструкций по охране труда.

    Обучение и проверка знаний по охране труда работников и учащихся проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.

    Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется приказом Минобразования России от 22.04.97 № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России».

    Руководитель образовательного учреждения при поступлении на работу заместителя директора и учителя должен ознакомить их в соответствии с ОСТ 01-2001. «Отраслевой стандарт. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России»:

    - с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в образовательном учреждении;

    - с законодательными актами и нормативными документами по охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда) в учреждении;

    - со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда в образовательном учреждении;

    - с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

    Проверка знаний по охране труда у вновь поступающих на работу руководителей, специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения (избрания) на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года.

    Кроме этого, учителя физики, информатики, трудового обучения, заместитель директора по административно-хозяйственной работе и другие работники, работающие с электроустановками, должны быть обучены и аттестованы на II-IV группу допуска по электробезопасности.

    Также все работники образовательных учреждений должны был обучены и аттестованы на знание и умение оказывать первую доврачебную помощь, по общим вопросам санитарии и гигиены.

    Каждые три года педагогические работники образовательных учреждений должны вновь сдавать экзамены.

    Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом культуры труда, профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса. Профессиональная культура у учащихся должна воспитываться при проведении всех видов учебных занятий, труда, организованного отдыха.  подробнее

    Обязанности педагога
    Обязанности педагога представляют собой объективно необходимое, должное поведение как специалиста.
    Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни; применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса; при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения; систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правил внутреннего трудового распорядка; обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса; со-трудничать с коллегами, органами управления образованием; проявлять внимание и вежливое отношение к учащимся, их родителям и членам коллектива; участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями во внеурочное время.

      подробнее

    Обязанности учителя химии
    Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:

    обеспечить здоровые и безопасные условия труда и обучения, соблюдение санитарно-гигиенического режима и данных Правил, правильное использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;

    - разработать инструкцию по охране труда и представить ее к утверждению в установленном порядке, а также к переутверждению один раз в три года;

    - инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами;

    - проводить инструктажи учащихся по технике безопасности;

    - оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;

    - перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;

    - по окончании работы проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;

    - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, при необходимости организовать специализированную медицинскую помощь;

    - немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;

    - организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара  подробнее

    Обязательная аттестация педагогических работников
    Нормативной основой аттестации выступает Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    В настоящее время она ориентирована на модель специалиста, способного качественно реализовывать основные функции профессиональной деятельности (формирующую, диагностическую, прогностическую, исследовательскую, аналитическую).

    Аттестация педагогических работников муниципального образовательного учреждения или образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, проходит только в аттестационной комиссии при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аттестация педагогических работников (кроме научно-педагогических работников вузов) федерального государственного образовательного учреждения проводится аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых она находится. Для личного участия педагога в заседании аттестационной комиссии работодатель теперь должен направить работника в служебную командировку.

    Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Применяется такая аттестация, как правило, в отношении лиц, не имеющих квалификационную категорию. Поэтому педагогические работники высших учебных заведений, работающие в дошкольных, общеобразовательных учреждениях или учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не имеющие квалификационной категории будут проходить такую аттестацию на общих основаниях.

    Отказ педагога, не имеющего квалификационной категории, от прохождения обязательной аттестации может рассматриваться как нарушение дисциплины труда. Результат обязательной аттестации влияет на право педагогического работника работать в данной организации в соответствующей должности.

    Основанием для проведения обязательной аттестации педагога является представление руководителя образовательного учреждения в аттестационную комиссию.

    Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению образовательного учреждения, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.

    Педагог в ходе аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности. Содержание и виды таких испытаний определяет аттестационная комиссия. В одних случаях это может быть электронное тестирование в режиме on-line, в других случаях это может быть решение ситуативных задач по проверке знаний нормативных правовых документов или решение контрольно-измерительных материалов по предмету в формате ЕГЭ.

    По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: работник соответствует занимаемой должности либо не соответствует занимаемой должности. Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают.

    Работник имеет право обжаловать результаты аттестации, в том числе увольнение по итогам аттестации, в комиссии по трудовым спорам либо в судебном порядке (в соответствии со ст. 386, 392 ТК РФ).

    Обязательной аттестации не подлежат педагоги, проработавшие в этой должности менее двух лет (молодые специалисты; лица, впервые поступившие работать в данной должности); беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обязательная аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

    Сведения о прохождении педагогическим работником обязательной аттестации вносятся в Личную карточку работника.

      подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer