Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Педагогический работник » Учитель


Безопасность труда при выполнении лабораторных и практических работ учащимися на уроках физики
На уроках физики учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и выполнении лабораторных и практических работ. Обучение учащихся правилам безопасности проводится перед началом практических занятий, проведением экскурсий, кружковых занятий. При этом учащиеся изучают не только теоретические знания по охране труда, но и обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском к практической работе.

Обучение правилам техники безопасности во время учебных занятий приводится в виде инструктажа, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда.

Нормативной базой, регулирующей отношения субъектов образовательного процесса по вопросу охраны труда, безопасного поведения и техники безопасности составляют:

- ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

- Приказ Минпросвещения СССР от 27.12.1982 «Об утверждении правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР»;

- Приказ Минобразования России от 04.08.2001 № 2953 «Об утверждении ОСТ 01-2001. Отраслевой стандарт. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения» и другие документы.

Согласно указанным выше нормативным документам личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил техники безопасности независимо от того, привели или нет эти нарушения к несчастному случаю несут директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (учитель физики) и руководители кружков.  подробнее

Должностные инструкции работников образовательных учреждений

Должностные инструкции представляют собой подсистему локальных правовых актов школы. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями, на основании которых выплачивается заработная плата.

Должностные инструкции разрабатываются администрацией школы, согласовываются со штатным юрисконсультом, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

  подробнее
  • Должностная инструкция — учитель (2 вариант) (application/msword, 75264 байт)
  • Должностная инструкция — учитель (1 вариант) (application/msword, 54272 байт)
  • Должностная инструкция — инструктор по физической культуре (application/msword, 52224 байт)
  • Должностная инструкция инструктора по труду (application/msword, 47104 байт)
  • Технология составления должностных инструкций (application/msword, 41984 байт)
  • Должностная инструкция педагога-психолога (application/msword, 28160 байт)
  • Должностная инструкция дежурного администратора (application/msword, 37376 байт)
  • Должностная инструкция зам директора по информатизации (application/msword, 51712 байт)
  • Изменение учебной нагрузки
    В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

    учителям 1 - 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

    учителям 1 - 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

    учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

    учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

    Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается: заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

    заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

    заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

    Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

    Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

      подробнее

    Инструктаж в кабинете химии
    В соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 "Организация обучения работающих безопасности труда" инструктаж подразделяется на:

    вводный (на первом уроке химии);

    первичный на рабочем месте;

    повторный;

    внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);

    текущий (перед проведением лабораторных и практических работ).

    Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

    Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный и имеет целью ознакомить учащихся, лаборанта или практикантов с организацией и содержанием рабочего места, с безопасными методами работы, с правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний.

    Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся заведующий кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.

    По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.

    Проведение инструктажа вводного для учащихся, первичного и повторного на рабочем месте и внепланового фиксируется в классном журнале (вводный инструктаж рекомендуется проводить в начале учебного года на первом уроке химии в каждом классе).

    Инструктаж на рабочем месте первичный и повторный, а также внеплановый для лаборанта и студентов-практикантов, а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий для учащихся проводит также учитель химии и регистрирует его в специальном журнале.

    Инструктаж текущий перед лабораторными и практическими работами проводится учителем химии, но не регистрируется.  подробнее

    Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физике
    1. Вводный инструктаж по технике безопасности носит ознакомительных характер о правилах поведения в кабинете физики. Цель данного инструктажа заключается в ознакомлении учащихся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.

    Проводится такой инструктаж в виде лекций, беседы заведующим кабинетом (учителем) физики. Факт проведения вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журналах учета учебной работы.

    2. Инструктаж на рабочем месте может быть первичным и повторным. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в кабинете физики. Повторный инструктаж проводится в случае использования при проведении практических работ однотипного оборудования.

    Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний учащихся, устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

    О проведении первичного либо повторного инструктажа на рабочем месте проводивший инструктаж делает запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

    В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.

    При проведении инструктажей необходимо пользоваться Инструкцией по технике безопасности для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

    Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда. Для учащихся Инструкции вывешиваются на стендах в кабинете физики.  подробнее

    Категория туристических походов по Единой Всероссийской спортивной классификации маршрутов
    Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов в Российской Федерации.

    В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы, согласно ЕВСКМ, разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

    Спортивные походы классифицируются по возрастающей степени сложности и категорийности трудностей. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.

    Основными показателями, определяющими степень сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия.

    При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.

    Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного...) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.

    ЕВСКМ утверждена Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного союза России.  подробнее

  • Единая всероссийская классификация спортивных маршрутов.doc (application/msword, 169472 байт)
  • Несколько запретов при обучении химии
    Кабинет химии – это специальное учебное помещение, где необходимо соблюдать повышенные меры безопасности, как во время осуществления учебного процесса, так и при подготовке практикумов. Учебный процесс в таком кабинете ограничен определенными запретами. В кабинете химии запрещается:

    1) проводить занятия не связанные с изучением химии (классные часы, занятия по другим предметам или занятия группы продленного дня).

    2) присутствие учащихся в лаборантской комнате;

    3) нахождение учащихся в помещении кабинета в отсутствии учителя химии;

    4) допуск учащихся к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии;

    5) пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде;

    6) менять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в значками X и XX;

    7) выбрасывать в канализацию реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ;

    8) выполнять лабораторные и практические работы учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами (в этом случае администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе);

    9) использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край;

    10) при пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом;

    11) проведение учащимися самостоятельно любых опытов, не предусмотренных при выполнении конкретной практической работы;

    12) загромождение проходов между рядами портфелями, сумками.

    13) выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя;

    14) уборка любых химических веществ силами учащихся без контроля учителя;

    15 самостоятельно устранять неисправности в приборах;

    16) оставлять без присмотра нагревательные приборы.  подробнее

    Обучение работников, учащихся охране труда
    Наличие квалифицированного персонала - одно из важнейших условий безопасности труда, образовательного процесса. Поэтому в образовательном учреждении должна быть создана специальная система обучения работников и учащихся по охране труда.

    Согласно статье 212 ТК РФ, статьям 14 и 18 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» работодатель (руководитель образовательного учреждения) обязан обеспечить обучение, инструктаж работников, учащихся и проверку знаний норм, правил, инструкций по охране труда.

    Обучение и проверка знаний по охране труда работников и учащихся проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.

    Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется приказом Минобразования России от 22.04.97 № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России».

    Руководитель образовательного учреждения при поступлении на работу заместителя директора и учителя должен ознакомить их в соответствии с ОСТ 01-2001. «Отраслевой стандарт. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России»:

    - с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в образовательном учреждении;

    - с законодательными актами и нормативными документами по охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда) в учреждении;

    - со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда в образовательном учреждении;

    - с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

    Проверка знаний по охране труда у вновь поступающих на работу руководителей, специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения (избрания) на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года.

    Кроме этого, учителя физики, информатики, трудового обучения, заместитель директора по административно-хозяйственной работе и другие работники, работающие с электроустановками, должны быть обучены и аттестованы на II-IV группу допуска по электробезопасности.

    Также все работники образовательных учреждений должны был обучены и аттестованы на знание и умение оказывать первую доврачебную помощь, по общим вопросам санитарии и гигиены.

    Каждые три года педагогические работники образовательных учреждений должны вновь сдавать экзамены.

    Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом культуры труда, профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса. Профессиональная культура у учащихся должна воспитываться при проведении всех видов учебных занятий, труда, организованного отдыха.  подробнее

    Обязанности педагога
    Обязанности педагога представляют собой объективно необходимое, должное поведение как специалиста.
    Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни; применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса; при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения; систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правил внутреннего трудового распорядка; обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса; со-трудничать с коллегами, органами управления образованием; проявлять внимание и вежливое отношение к учащимся, их родителям и членам коллектива; участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями во внеурочное время.

      подробнее

    Обязанности учителя химии
    Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:

    обеспечить здоровые и безопасные условия труда и обучения, соблюдение санитарно-гигиенического режима и данных Правил, правильное использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;

    - разработать инструкцию по охране труда и представить ее к утверждению в установленном порядке, а также к переутверждению один раз в три года;

    - инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами;

    - проводить инструктажи учащихся по технике безопасности;

    - оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;

    - перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;

    - по окончании работы проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;

    - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, при необходимости организовать специализированную медицинскую помощь;

    - немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;

    - организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара  подробнее


        [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer