Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ТИПЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ » Дошкольные


Дошкольное образовательное учреждение
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реа-лизующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. .

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным предста-вителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреж-дения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ран-ней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах обще-развивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с при-оритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельно-сти по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразователь-ную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направ-лениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установ-ленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средст-ва за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законода-тельством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

  подробнее

Особенности труда инструктора по физической культуре
Должность инструктора по физической культуре в дошкольных учреждениях, имеющих крытые малоразмерные плавательные бассейны, была введена в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР от 31 августа 1987 г. № 167 "О дополнении штатов детских дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений. На каждые 2 возрастные группы детей, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию в штатном расписании предусматривалось 0,25 единицы должности.

Обучение детей плаванию в дошкольном учреждении организовывалось в соответствии с Типовой программой "Физическая культура в детском саду" (М., "Физкультура и спорт", 1984 г.) и Методическими рекомендациями по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста, разработанными Управлением дошкольного воспитания Минпроса СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (М., 1985 г.).

Согласно п. 87, пп. «д» Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94 заработная плата таким работникам выплачивалась за 5 - 6 часов (в зависимости от режима работы дошкольного учреждения) педагогической работы в день - 30 часов в неделю. Из них - 18 часов отводилось на учебные занятия по плаванию в бассейне; 12 часов - на проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий, индивидуальную работу с ослабленными и отстающими в физическом развитии детьми, на организационно - методическую работу с воспитателями, персоналом дошкольного учреждения, родителями.

При обучении детей плаванию возрастная группа делилась на две подгруппы. Количество детей в каждой подгруппе от 8 до 12 человек, но не более 15 человек.

Продолжительность одного занятия по плаванию с каждой подгруппой детей в возрасте от 2 до 4 лет составляла 30 минут, для детей от 4 до 6 лет - 40 минут. На упражнения в воде отводилось от 10 до 30 минут в зависимости от возрастного состава подгруппы и состояния здоровья детей.

Оплата труда инструктора по физической культуре производилась в порядке, предусмотренным для воспитателей дошкольных учреждений.

В 80-90е годы ХХ века инструкторам по физкультуре дошкольных учреждений (групп) специального назначения (с особым режимом) ставки заработной платы повышались на 15 - 20%. Конкретный размер данного повышения определялся руководителем учреждения по согласованию с профкомом, в зависимости от степени и продолжительности работы с детьми, имеющими недостатки в физическом или умственном развитии или ну-ждающимися в длительном лечении.

В дошкольных учреждениях общего типа, имеющих группы специального назначения (кроме групп с малыми и затихающими формами туберкулеза) повышение ставки заработной платы производилось только за часы работы в этих группах.

В настоящее время согласно Постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 на каждую две группы из 15-20 чел. детей в возрасте от 3 лет положено 0,25 ставки инструкторов по физической культуре.

В рабочее время такого работника входит работа с детьми (нормированное рабочее время) и оформление необходимой документации (время работы, которое в часах не определяется).

Отпуск работникам дошкольного образовательного учреждения устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам". Для инструкторов по физкультуре, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

Несмотря на то, что работа в должности инструктора по физической культуре засчитывается в стаж педагогической работы при установлении размера оплаты труда, прохождении аттестации, назначении удлиненного отпуска в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости такая работа не засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).

  подробнее

Пакет образцов документов, реализующих типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
В марте 1994 года Министерством образования РФ были разработаны документы для использования в практической работе органов управления образованием, образовательных учреждений, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации.

В письме Минобразования России от 30.03.1994 № 212/19-12 "О направлении пакета образцов документов, реализующих типовое положение о Дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации" представлены: Примерный устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации; Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации; Примерный договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением.

Образцы документов были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".  подробнее

  • Документы для Дошкольного образовательного учреждения.doc (application/msword, 171520 байт)
  • Подушевое финансирование дошкольного образовательного учреждения
    Нормативное подушевое финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основывается на следующих принципах: прозрачность планирования расходов на финансирование образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; объективность распределения средств в системе дошкольного образования; нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств; четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование образовательных учреждений; стимулирование развития образовательных учреждений и повышения качества образования; обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.

    Финансовые средства из бюджета субъекта Российской Федерации на организацию общедоступного дошкольного образования выделяются:

    - для финансового обеспечения дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях - в виде субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

    - при недостаточности средств местных бюджетов для финансового обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - в виде дотаций местным бюджетам.

    Объем средств выделенных муниципальному образовательному учреждению группируются по следующим направлениям расходов:

    – объем фонда оплаты труда работников образовательного учреждения (финансируется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета, выделяемых на выплату надбавок и доплат, установленных органами местного самоуправления);

    – объем расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения (финансируются по нормативу);

    – объем расходов на питание воспитанников образовательного учреждения;

    – объем расходов на прочие расходы и коммунальные расходы учреждения;

    – объем капитальных расходов учреждения.

    Распределение средств по статьям расходов сметы муниципальное образовательное учреждение осуществляет самостоятельно с учетом обязательств по созданию необходимых условий для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Помимо этого образовательное учреждение самостоятельно распределяет выделенные средства по статьям расходов сметы образовательного учреждения с учетом принятых в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании нормативных правовых актов; устанавливает штатное расписание и заработную плату работников в соответствии с принятой в муниципальном образовании системой оплаты труда; определяет базовую и стимулирующую части фонда оплаты труда; определяет соотношения фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала; распределяет стимулирующую часть фонда оплаты труда в соответствии с принятыми в регионе и муниципальном образовании нормативными правовыми актами.

      подробнее

    Порядок приема в образовательное учреждение
    В соответствии с законодательством об образовании порядок приема в образовательные учреждения регулируется Законом РФ "Об образовании", а также Правилами приема, которые разрабатываются учредителем данного образовательного учреждения и закрепляются в Уставом образовательного учреждения.

    Учредитель общеобразовательного учреждения устанавливает порядок приема в него на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

    Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

    Обучение в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования начинается с достижения детьми возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

    В вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Если поступающие в вечернее общеобразовательное учреждение не имеют таких документов, то они принимаются по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учреждения, как правило, до начала учебного года. Лица, перешедшие из других общеобразовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.  подробнее

    Права воспитанника дошкольного учреждения
    Первым учебным заведением российских детей является дошкольное образовательное учреждение. Согласно постановлению Правительства РФ от 1.07.1995 № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», дети могут обучаться в них, начиная с двух месяцев до 10 лет. Дошкольные образовательные учреждения решают задачи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальной охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

    Основными субъектами образовательных отношений в таких учреждениях являются воспитанники, обучающиеся, их родители (иные законные представители) и педагогические работники. Поскольку возраст детей, пребывающих в таких учреждениях не позволяет им в полной мере осознавать весь объем прав и обязанностей, контроль за реализацией этих прав и обязанностей возлагается на родителей. К правам воспитанников дошкольных учреждений можно отнести права на:

    - охрану жизни и здоровья;

    - защиту от всех форм физического и психического насилия;

    - уважение личности и защиту его достоинства;

    - предоставление свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями;

    - удовлетворения физиологических потребностей (сон, питание, прогулки на свежем воздухе);

    - удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

    - получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;

    - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и медицинских услуг;

    - предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.  подробнее

    Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста
    Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного воз-раста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные про-граммы дошкольного и начального общего образования.

    Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста.

    Настоящее Положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:

    начальной школы - детского сада;

    начальной школы - детского сада компенсирующего вида - с осуществлением ква-лифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;

    прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направле-ний развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

    Учреждение может размещаться как в одном, так и в нескольких отдельно стоящих зданиях.

    Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся:

    в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;

    в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

    при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

    в классах - 25 обучающихся.

    При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 4 классах допускается деле-ние класса на две группы при наполняемости 25 обучающихся в городских уч-реждениях, не менее 20 обучающихся - в сельских.

    Взаимные права, обязанности и ответственность учреждения и родителей обучаю-щихся, возникающие в процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключен-ном между ними договоре в соответствии с уставом учреждения.

    Режим работы дошкольных групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки обучающихся определяются уставом учреждения Продолжительность каникул для обучающихся устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессио-нально-педагогическую квалификацию.

    Взимание платы с родителей (законных представителей) за содержание воспитан-ников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Феде-рации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспи-танников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения.

      подробнее

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

    Документ утвержден Постановлением Правительства РФ № 677 от 1.07.1995. Он регулирует отношения воспитанников, их родителей text-indent: 20pt;законных представителей) и работников учреждений дошкольного образования.

    Документ регулирует деятельность государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного. Положением определяются виды дошкольных образовательных учреждений в РФ, порядок организации их деятельности, особенности их комплектования, компетенция участников образовательного процесса. В качестве источников формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения документ называет:

    — собственные средства учредителя text-indent: 20pt;учредителей);

    — бюджетные и внебюджетные средства;

    — имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением — собственником text-indent: 20pt;уполномоченным им органом);

    — средства родителей text-indent: 20pt;законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных;

    — кредиты банков и других кредиторов;

    — другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      подробнее
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (application/msword, 76800 байт)
  • Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer