Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ТИПЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ » Общеобразовательные


Привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой
В соответствии с п.14 ст.50 закона "Об образовании" привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т.п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

Привлечение обучающихся к трудовой деятельности должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97).  подробнее

Продолжительность урока при надомном обучении
Трудовым законодательством установлены нормы времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Согласно Письму Минобрнауки и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № АФ – 947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» нормируемая часть рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых учителем учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

Письмом также предусматривается, что при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

Таким образом, указанное письмо не предусматривает каких-либо специальных условий учета рабочего времени учителя, осуществляющего обучение детей на дому. Организация учебных занятий на дому, как и занятий в школе должна соответствовать СанПиН 2.4.2.1178-02 ("Российская газета", № 234, 11.12.2002), согласно которым продолжительность учебного занятия не может быть более 45 минут.  подробнее

  • ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о порядке обучения детей-инвалидов на дому.doc (application/msword, 30208 байт)
  • Проект типового положения об организации образовательного учреждения надомного обучения.doc (application/msword, 59904 байт)
  • Профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов
    В письме департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» представлены модели организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана обучающихся (ИУП).

    Обучение учащегося в рамках (ИУП) организуется в зависимости от модели профильного обучения.

    Оно может быть организовано как внутришкольное профильное обучение. При такой модели образовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) или многопрофильным (организовывать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся в полной мере возможность реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.

    Другая модель профильного обучения предусматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В одном случае модель обучения представляет собой объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. Такой центр берет на себя обучение по всем программам профильного обучения. В другом случае взаимодействие учреждений построено на паритетной кооперации. В таком объединении учреждений участвуют не только учреждения общего, но и дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащемуся предоставляется возможность выбрать способ профильного обучения не только в том учреждении, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы и др.).  подробнее

    Работа групп продленного дня
    Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся начальной школы составляет не менее 2 часов, обучающихся 5-9 классов - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).  подробнее
  • Примерное положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.doc (application/msword, 81920 байт)
  • Рабочее время педагогических работников образовательных учреждений в каникулярный период
    Каникулярным периодом называются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками педагогических работников. Если каникулярное время не совпадает с отпуском педагогического работника, то данный период времени считается его рабочим временем. В этот период он может привлекаться к педагогической, методической, организационной работе, связанной с реализацией образовательной программы в пределах установленного ему объема учебной нагрузки (педагогической работы). Данная нагрузка устанавливается до начала каникул (условия тарификации). Если педагогический работник принят на работу во время каникул, то режим рабочего времени ему устанавливается в пределах нормы преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей. Педагоги начального и среднего профессионального образования привлекаются в каникулярный период к участию в методических комиссиях, семинарах, мероприятиях по повышению квалификации, организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию кабинетов, лабораторий. Режим их рабочего времени определяется объемом годовой учебной нагрузки. Следует помнить, что организация работы педагогов в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием видов деятельности, которую будет выполнять педагог.  подробнее
  • Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя.doc (application/msword, 65536 байт)
  • Примерное положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.doc (application/msword, 87552 байт)
  • Расчет заработной платы педагога
    Заработная плата педагога по новой системе оплаты труда (НСОТ) рассчитывается на основе размера оклада (ставки заработной платы), установленного по ЕТС без учета премий и иных стимулирующих выплат.

    Расчетная заработная плата по новой системе оплаты труда должна быть равной или выше чем заработная плата по ЕТС. В случае если заработная плата по новой системе оплаты труда окажется ниже, чем заработная плата по ЕТС, то руководитель учреждения должен увеличить оклад соответствующего работника по сравнению с минимальным рекомендуемым размером оклада по занимаемой им должности с таким расчетом, чтобы заработная плата по новой системе оплаты труда была не ниже, чем установленная ранее по ЕТС.

    В 2006 году была предложена методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, согласно которой оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

    О = Стп x У x П x К x А,

    где:

    О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

    Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

    У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

    П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

    К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

    А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

    Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

    Итоговая заработная плата педагога будет равна сумме оклада педагога, осуществляющего учебный процесс и доплат за иные виды работы, которые устанавливаются локальными актами организации.

    Расчет заработной платы (ЗП) в рамках Единой тарифной сетки производился иным образом.

    Например, расчет заработной платы учителя, имеющего вторую квалификационную категорию, устанавливался по 12 разряду ЕТС.

    В 2003 году Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 размер ставки заработной платы учителя по 12 разряду был установлен в размере 1740 рублей.

    ЗП = месячная ставка ЗП х учебная нагрузка в неделю /норма часов в неделю/

    ЗП при нагрузке 12 ч в неделю = 1740 х 12/18 = 1160 руб.

    Месячная ЗП при нагрузке 20 ч в неделю = 1740 х 20/18 = 1933 руб.

    Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки ЗП на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 ч).

    Часовая ставка при 12 ч в неделю 1160/72 = 16,11 руб.

    Часовая ставка при 20 ч в неделю = 1933/72 = 26,85 руб.

      подробнее

    Режим обучения первоклассников в общеобразовательном учреждении
    Особенности режима учебного времени учащихся определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Однако в зависимости от вида образовательного учреждения режим обучения учащихся может варьироваться. Специфика его отражается в локальных актах учебного заведения: Уставе образовательного учреждения, Правилах распорядка для учащихся и других. Важную роль в регулировании образовательных отношений участников образовательного процесса выполняет санитарное законодательство Российской Федерации. На основе длительного мониторинга здоровья обучающихся были определены гигиенические требования к условиям обучения в различных образовательных учреждениях. Режим учебного времени в общеобразовательном учреждении регулируется, в том числе, и Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.1178-02. Согласно этим требованиям в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение первоклассников во всех общеобразовательных учреждениях проводится только в первую смену. При этом учебная неделя длится для них не более 5 дней. Расписание составляется так, чтобы обеспечить облегченный учебный день в середине учебной недели. Расписание уроков составляется из расчета не более 4-х уроков в день, а их продолжительность должна быть не более 35 минут. Первое полугодие строится для первоклассников с использованием «ступенчатого» режима обучения. Так в сентябре, октябре расписание первоклассников представлено 3-мя уроками по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый. По возможности организуется в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут либо дневной сон. В настоящее время региональным законодательством допускается обучение первоклассников без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. Первоклассникам устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.  подробнее

    Режим учебного процесса (вторая смена) в общеобразовательном учреждении
    Санитарными нормами и правилами строго предписано, что учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

    В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение должно проводиться только в первую смену. Если учебное заведение работает в несколько смен, то в первую смену должны учиться 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы, а также классы компенсирующего обучения. В остальных классах образовательный процесс может быть организован во вторую смену. Домашние задания следует задавать обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3 - 4-м - до 2 ч, в 5 - 6-м - до 2,5 ч, в 7 - 8-м - до 3 ч, в 9 - 11-м - до 4 ч. В некоторых случаях учебный процесс в основной школе (5-9 класс) невозможно провести за один урок. Поэтому практикуются сдвоенные уроки. СанПиН 2.4.2.1178-02 допускает сдвоенные уроки в 5 - 9 классах для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).  подробнее

    Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
    Сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать предметные и ориентационные курсы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

      подробнее

    Системы оценивания достижений учащихся профильных классов (Портфолио)
    В предпрофильном и профильном обучении старшеклассников сложилось несколько моделей оценивания их достижений. Среди них есть традиционные и инновационные. К последним можно отнести «портфолио».

    Портфолио – портфель индивидуальных достижений - комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки. Портфолио ученика является средством образовательного рейтинга ученика. Оно является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

    Оно позволяет решить задачи:

    1) Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

    2) Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

    Применение портфолио сегодня развивается по двум направлениям:

    - неформальное оценивание - включает в себя коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников;

    - формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями.

      подробнее


    назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer