Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ТИПЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ » Начальные профессиональные образовательные учреждения


Дисциплина труда учащихся
В педагогике дисциплина является качественной характеристикой порядка, организованности. Под школьной дисциплиной понимают соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативна и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей.  подробнее

  • Примерные локальные акты о дисциплине труда учащихся.doc (application/msword, 74240 байт)
  • Номенклатура дел заместителя директора по воспитательной работе в среднем специальном учебном заведении
    Для определения номенклатуры по организационно-воспитательной работе следует исходить из основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 27.12.2002 № 4669), а также минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 № 30-51-914/16).

    Примерная номенклатура данной работы разрабатывается самим образовательным учреждением и может содержать следующие документы:

    Концепцию воспитательной работы в образовательном учреждении;

    программы, планы, локальные акты, регламентирующик воспитательную деятельность;

    отчеты совета образовательного учреждения, отделений;

    инструкции, методические рекомендации;

    положения о структурных подразделениях, функционально ответственных за воспитательную работу в образовательном учреждении;

    должностные инструкции лиц, осуществляющих воспитательную работу;

    документы органов студенческого самоуправления (протоколы заседаний, планы работы, отчетная документация);

    документы о наличии и использовании материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

    финансовая документация по осуществлению воспитательной работы;

    информационно-методические материалы в помощь организаторам воспитательного процесса;

    мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении;

    материалы, связанные с обсуждением вопросов организации воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов и другие документы.  подробнее

    Обязанности и ответственность обучающихся
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предъявляемых к учащимся по вине обучающегося, наступает ответственность самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

    Учащиеся обязаны:

    выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

    бережно относиться к имуществу;

    уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

    выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

    За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ "Об образовании", правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется за совершение противоправных действий учеником, грубое неоднократное нарушение устава учреждения, если ему исполнилось 14 лет. Если же правонарушителем является лицо, не достигшее 14 лет, то его отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Помимо этого к дисциплинарным взысканиям относят: замечание учащемуся, выговор, строгий выговор с занесением в личное дело и другие меры, которые должны быть отражены в уставе образовательного учреждения.

    За причинение вреда имуществу образовательного учреждения возникает юридическая ответственность, регулируемая гражданским законодательством. Ст.1078 определяет, что причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать своих действий. Ст.1064 ГК РФ определяет, что вред возмещается родителями (законными представителями) если вина обучающегося, которому еще не исполнилось 14 лет доказана.

    Если учащийся в общественных местах (например, в образовательном учреждении) совершает мелкое хулиганство (например, нецензурная брань, оскорбительное приставание), либо распивает спиртные напитки, то в этом случае возникает административная ответственность, регулируемая нормами административного права.  подробнее

    Отчисление из образовательного учреждения
    Закон РФ "Об образовании" в ст. 19 предусматривает исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения только по решению органа управления образовательного учреждения за совершение неоднократно грубых нарушений устава образовательного учреждения.

    Исключение из образовательного учреждения - это крайняя мера дисциплинарного взыскания, допускаемая в отношении обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет.

    Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства, комиссии по делам несоершеннолетних и защите их прав.

    Процедура исключения обучающегося из образовательного учреждения оформляется приказом, объяснительными записками, протоколами индивидуальной работы с обучающимся и его родителями, фиксацией фактов неоднократных грубых нарушений устава и обязывает образовательное учреждение в течение в трех дней с момента принятия решения проинформировать об этом органы местного самоуправления, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы местного самоуправления (органы управления образованием, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства) совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

    Закон РФ "Об образовании" ограничивает пребывание обучающихся в общеобразовательном учреждении. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения по достижении ими восемнадцати лет отчисляются из учреждения.

    Исключение составляют только дети и подростки с отклонениями в развитии; подростки с девиантным (общественно опасным) поведением; граждане, содержащиеся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях. Срок пребывания в общеобразовательных учреждениях для них может быть увеличен.

    Типовым положением об учреждении начального профессионального образования предусмотрено, что порядок отчисления из учреждения определяется его Уставом.

    В учреждениях среднего профессионального образования отчисление из учебного заведения допускается в отношении студентов, не выполнивших учебный план по специальности в установленные сроки по неуважительной причине. Исключение студентов из учреждения допускается за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка.

    Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.  подробнее

    Повторное обучение
    В соответствии со ст.17 п.4 Закона РФ "Об образовании" на ступени начального общего и основного общего образования оставляются на повторное обучение и не переводятся в следующий класс обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам.

    Такая процедура осуществляется по усмотрению их родителей (законных представителей). В каждом отдельном случае педагогический коллектив решает проблему пребывания учащегося в данном классе совместно с родителями.

    Помимо оставления на повторное обучение в обычном классе общеобразовательное учреждение предоставляет возможность таким учащимся продолжить образование:

    - в классах компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения;

    - в форме семейного образования.

    Если несовершеннолетний обучающийся IX класса был не допущен к государственной (итоговой) аттестации, или выпускник XI класса не прошел государственную (итоговую) аттестацию, то в отношении таких учащихся действует общее правило, установленное законом РФ "Об образовании". По усмотрению родителей они могут быть оставлены на повторное обучение или получить справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

    Выбор формы или вида дальнейшего обучения осуществляют родители (законные представители) обучающегося.

    В суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны РФ на повторное обучение могут быть оставлены только обучающиеся, не усвоившие учебные программы вследствие болезни.  подробнее

    Порядок приема в образовательное учреждение
    В соответствии с законодательством об образовании порядок приема в образовательные учреждения регулируется Законом РФ "Об образовании", а также Правилами приема, которые разрабатываются учредителем данного образовательного учреждения и закрепляются в Уставом образовательного учреждения.

    Учредитель общеобразовательного учреждения устанавливает порядок приема в него на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

    Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

    Обучение в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования начинается с достижения детьми возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

    В вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Если поступающие в вечернее общеобразовательное учреждение не имеют таких документов, то они принимаются по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учреждения, как правило, до начала учебного года. Лица, перешедшие из других общеобразовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.  подробнее

    Порядок расчета штатной численности работников образовательного учреждения
    Расчет штатной численности работников образовательного учреждения начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одну учебную группу (класс). Для этого учитывают число учебных часов и устанавливают норму учебной нагрузки педагогического работника в неделю.

    Количество педагогических ставок равно отношению общего числа учебных часов в неделю по каждой учебной группе к норме учебной нагрузки преподавателей учреждения.

    Расчет количества педагогических ставок, приходящихся на один класс (курс), осуществляется на основе Базисного учебного плана учреждения.

    Следует помнить о том, что Министерство образования и науки издает специальные нормативные документы, где рекомендует тем или иным образом изменить структуру штатного расписания учреждения.

    Например, для интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях Министерством образования и науки РФ было рекомендовано ввести в штатное расписание учреждений должности: учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), воспитателя, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога, педагога дополнительного образования, сурдотехника, медицинского персонала (невропатолога, офтальмолога, медицинской сестры).

    Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса обусловило введение в штат образовательных учреждений должностей заместителя директора по воспитательной работе, психолога и социального педагога.

    Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Так, в образовательных учреждениях, в которых проводятся занятия обучающихся во вторую и третью смены, дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчета: норма убираемой площади на 1 ставку рабочего равна 500 кв.м.

    Отсюда количество ставок рабочих по уборке площадей образовательного учреждения определяется отношением совокупной площади образовательного учреждения, подлежащей уборке, определяемой на основе технического паспорта учреждения к норме убираемой площади на одного рабочего.

    Типовые штаты образовательных учреждений, утвержденные государственными органами управления образования, носят рекомендательный характер. Поэтому требовать выполнения рекомендаций не имеют право ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием.

    Законом допускается то, что образовательное учреждение формирует свое штатное расписание в пределах средств, выделенных учреждению по установленным нормам. Допускается также в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, вводить другие. Важно и то, что образовательное учреждение может содержать некоторые должности за счет средств, полученных от юридических и физических лиц, либо за счет доходов от собственной деятельности.

    Органы управления образованием не вправе обязывать образовательное учреждение приводить штатные расписания учреждений к соответствующим Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам.  подробнее

    Рабочее время педагогических работников образовательных учреждений в каникулярный период
    Каникулярным периодом называются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками педагогических работников. Если каникулярное время не совпадает с отпуском педагогического работника, то данный период времени считается его рабочим временем. В этот период он может привлекаться к педагогической, методической, организационной работе, связанной с реализацией образовательной программы в пределах установленного ему объема учебной нагрузки (педагогической работы). Данная нагрузка устанавливается до начала каникул (условия тарификации). Если педагогический работник принят на работу во время каникул, то режим рабочего времени ему устанавливается в пределах нормы преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей. Педагоги начального и среднего профессионального образования привлекаются в каникулярный период к участию в методических комиссиях, семинарах, мероприятиях по повышению квалификации, организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию кабинетов, лабораторий. Режим их рабочего времени определяется объемом годовой учебной нагрузки. Следует помнить, что организация работы педагогов в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием видов деятельности, которую будет выполнять педагог.  подробнее
  • Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя.doc (application/msword, 65536 байт)
  • Примерное положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.doc (application/msword, 87552 байт)
  • Расчет заработной платы педагога
    Заработная плата педагога по новой системе оплаты труда (НСОТ) рассчитывается на основе размера оклада (ставки заработной платы), установленного по ЕТС без учета премий и иных стимулирующих выплат.

    Расчетная заработная плата по новой системе оплаты труда должна быть равной или выше чем заработная плата по ЕТС. В случае если заработная плата по новой системе оплаты труда окажется ниже, чем заработная плата по ЕТС, то руководитель учреждения должен увеличить оклад соответствующего работника по сравнению с минимальным рекомендуемым размером оклада по занимаемой им должности с таким расчетом, чтобы заработная плата по новой системе оплаты труда была не ниже, чем установленная ранее по ЕТС.

    В 2006 году была предложена методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, согласно которой оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

    О = Стп x У x П x К x А,

    где:

    О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

    Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

    У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

    П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

    К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

    А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

    Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

    Итоговая заработная плата педагога будет равна сумме оклада педагога, осуществляющего учебный процесс и доплат за иные виды работы, которые устанавливаются локальными актами организации.

    Расчет заработной платы (ЗП) в рамках Единой тарифной сетки производился иным образом.

    Например, расчет заработной платы учителя, имеющего вторую квалификационную категорию, устанавливался по 12 разряду ЕТС.

    В 2003 году Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 размер ставки заработной платы учителя по 12 разряду был установлен в размере 1740 рублей.

    ЗП = месячная ставка ЗП х учебная нагрузка в неделю /норма часов в неделю/

    ЗП при нагрузке 12 ч в неделю = 1740 х 12/18 = 1160 руб.

    Месячная ЗП при нагрузке 20 ч в неделю = 1740 х 20/18 = 1933 руб.

    Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки ЗП на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 ч).

    Часовая ставка при 12 ч в неделю 1160/72 = 16,11 руб.

    Часовая ставка при 20 ч в неделю = 1933/72 = 26,85 руб.

      подробнее

    Санитарно-эпидемиологические требования в учреждениях начального профессионального образования

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы были разработаны в соответствии с Федеральным законом № 52-Ф3 от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 554 от 24 июля 2000 г.

    Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

    Документ приводится без приложений, полную версию см. в присоединенном файле (низ страницы).

      подробнее
  • Санитарно-эпидемиологические правила для учреждений начального профессионального образования (application/msword, 359424 байт)

  •     [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer