Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ТИПЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ » Средние профессиональные образовательные учреждения


Мастер производственного обучения
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" мастер производственного обучения относится к должностям педагогических работников (3-я профессиональная квалификационная группа). В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 673 "Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" мастера производственного обучения проводят учебную практику обучающихся.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены квалификационные требования по такой должности и должностные обязанности.

Так мастер производственного обучения должен иметь: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Мастер производственного обучения должен проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66 для выполнениz производственных поручений мастеру производственного обучения выдается Комбинезон хлопчатобумажный, перчатки кирзовые комбинированные, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки (по поясам).

Мастер производственного обучения выполняет следующие должностные обязанности: проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает обо-рудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися пере-довыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Он должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы разви-тия мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитан-никами, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; пра-вила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Учебная нагрузка мастера производственного обучения определяется локальными актами организации с учетом того, что согласно Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" ему установлена продолжительность рабочего времени в объеме 36 часов в неделю.

Отметим, что если мастер производственного обучения работает в среднем профессиональном образовательном учреждении, то для преподавательской работы он должен иметь высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).  подробнее

Обязанности и ответственность обучающихся
За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предъявляемых к учащимся по вине обучающегося, наступает ответственность самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

Учащиеся обязаны:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ "Об образовании", правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется за совершение противоправных действий учеником, грубое неоднократное нарушение устава учреждения, если ему исполнилось 14 лет. Если же правонарушителем является лицо, не достигшее 14 лет, то его отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Помимо этого к дисциплинарным взысканиям относят: замечание учащемуся, выговор, строгий выговор с занесением в личное дело и другие меры, которые должны быть отражены в уставе образовательного учреждения.

За причинение вреда имуществу образовательного учреждения возникает юридическая ответственность, регулируемая гражданским законодательством. Ст.1078 определяет, что причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать своих действий. Ст.1064 ГК РФ определяет, что вред возмещается родителями (законными представителями) если вина обучающегося, которому еще не исполнилось 14 лет доказана.

Если учащийся в общественных местах (например, в образовательном учреждении) совершает мелкое хулиганство (например, нецензурная брань, оскорбительное приставание), либо распивает спиртные напитки, то в этом случае возникает административная ответственность, регулируемая нормами административного права.  подробнее

Особенности учебной практики в среднем специальном учебном заведении
Производственная (профессиональная) практика согласно Постановлению Правительства РФ от 3.03.2001 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» является одним из основных видов учебных занятий.

Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

Приказ Минобразования России от 21.07.1999 г. № 1991 «Об утверждении положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования» выделяет в производственной практике студентов следующие этапы:

практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);

практика по профилю специальности (технологическая);

практика преддипломная (квалификационная или стажировка).

Содержание всех этапов производственной (профессиональной) практики определяется примерной программой производственной (профессиональной) практики. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Производственная (профессиональная) практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.  подробнее

Отчисление из образовательного учреждения
Закон РФ "Об образовании" в ст. 19 предусматривает исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения только по решению органа управления образовательного учреждения за совершение неоднократно грубых нарушений устава образовательного учреждения.

Исключение из образовательного учреждения - это крайняя мера дисциплинарного взыскания, допускаемая в отношении обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет.

Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства, комиссии по делам несоершеннолетних и защите их прав.

Процедура исключения обучающегося из образовательного учреждения оформляется приказом, объяснительными записками, протоколами индивидуальной работы с обучающимся и его родителями, фиксацией фактов неоднократных грубых нарушений устава и обязывает образовательное учреждение в течение в трех дней с момента принятия решения проинформировать об этом органы местного самоуправления, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы местного самоуправления (органы управления образованием, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства) совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Закон РФ "Об образовании" ограничивает пребывание обучающихся в общеобразовательном учреждении. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения по достижении ими восемнадцати лет отчисляются из учреждения.

Исключение составляют только дети и подростки с отклонениями в развитии; подростки с девиантным (общественно опасным) поведением; граждане, содержащиеся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях. Срок пребывания в общеобразовательных учреждениях для них может быть увеличен.

Типовым положением об учреждении начального профессионального образования предусмотрено, что порядок отчисления из учреждения определяется его Уставом.

В учреждениях среднего профессионального образования отчисление из учебного заведения допускается в отношении студентов, не выполнивших учебный план по специальности в установленные сроки по неуважительной причине. Исключение студентов из учреждения допускается за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка.

Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.  подробнее

Поступающие в ссузы и вузы по результатам ЕГЭ в 2005 году
В 2005 году выпускники общеобразовательных учреждений смогут пройти вступительные испытания в форме и по материалам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).

Порядок проведения экзаменов, их продолжительность, а также поведение выпускника на таком экзамене регламентировано «Инструкцией для поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, сдающих вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ в 2005 году».

Документ, утвержденный Рособрнадзором, предписывает не только куда, в какой день и когда явиться выпускнику на экзамен, но и какие документы необходимо иметь при себе, какого цвета должны быть чернила и в какой ручке, какие вспомогательные материалы (таблица, линейки, калькуляторы) может иметь учащийся на экзамене. Учащимся на экзамене запрещены разговоры, вставания с мест; пересаживание; обмен любыми материалами и предметами; использование мобильных телефонов или иных средств связи; пользование справочными материалами, кроме вышеуказанных; хождение по ППЭ во время экзамена без сопровождения.

  подробнее

  • Инструкция для поступающих в профессиональные учебные заведения по результатам ЕГЭ.doc (application/msword, 147968 байт)
  • Правовой статус студента-практиканта
    Производственная (профессиональная) практика является одним из основных видов учебных занятий. Виды и сроки прохождения производственной практики определяются образовательной программой и учебным планом специальности.

    При прохождении производственной (профессиональной) практики по профилю специальности студенты обязаны вести дневник, по завершении представить отчет о прохождении практики. В письме Минобразования РФ от 16.09.1999 № 16-51-198/16-15 определена продолжительность рабочего дня студента при прохождении практики. Так, при прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, продолжительность рабочего дня студента составляет 36 академических часов в неделю независимо его от возраста. Если же такая практика связана с выполнением производительного (физического) труда на производственном объекте, то для студентов в возрасте до 16 лет не более 24 часов в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет и старше - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

    Прохождение практики по профилю специальности и практики преддипломной для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ); в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Студентам по окончании практики для получения первичных профессиональных умений и навыков руководителем практики выставляется оценка. Она приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

    Студенты, не выполнившие по уважительной причине программы практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

    Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики по профилю специальности или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

    Студенты, заключившие с организациями индивидуальный договор (контракт) о целевой контрактной подготовке, производственную (профессиональную) практику, как правило, проходят в этих организациях.

    Администрация учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики и обеспечивает отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами. При наличии стажа работы по профилю подготовки студенты очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения и получающие образование в форме экстерната освобождаются от прохождения учебной практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

    Проезд студентов, направляемых на производственную (профессиональную) практику и обратно оплачивается за счет средств учебного заведения на общих основаниях. Доставка студентов с железнодорожных станций и пристаней к месту практики и обратно производится за счет средств образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также организации, если это предусмотрено договором. Проезд студентов на место практики и обратно средствами городского и местного транспорта оплачивается ими за свой счет.

    За студентами-стипендиатами, находящимися на практике, сохраняется право на получение стипендии. Студентам, находящимся на практике для получения первичных профессиональных навыков, суточные выплачиваются только в тех случаях, когда практика проводится в полевых условиях.  подробнее

  • Рекомендации по профессиональной практике студентов ССУЗов.doc (application/msword, 226304 байт)
  • Рабочее время педагогических работников образовательных учреждений в каникулярный период
    Каникулярным периодом называются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками педагогических работников. Если каникулярное время не совпадает с отпуском педагогического работника, то данный период времени считается его рабочим временем. В этот период он может привлекаться к педагогической, методической, организационной работе, связанной с реализацией образовательной программы в пределах установленного ему объема учебной нагрузки (педагогической работы). Данная нагрузка устанавливается до начала каникул (условия тарификации). Если педагогический работник принят на работу во время каникул, то режим рабочего времени ему устанавливается в пределах нормы преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей. Педагоги начального и среднего профессионального образования привлекаются в каникулярный период к участию в методических комиссиях, семинарах, мероприятиях по повышению квалификации, организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию кабинетов, лабораторий. Режим их рабочего времени определяется объемом годовой учебной нагрузки. Следует помнить, что организация работы педагогов в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием видов деятельности, которую будет выполнять педагог.  подробнее
  • Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя.doc (application/msword, 65536 байт)
  • Примерное положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.doc (application/msword, 87552 байт)
  • Требования к методическому обеспечению дистанционного обучения
    Основу данной технологии обучения составляет автоматизированный лабораторный практикум (АЛП). Его методическое обеспечение систем должно быть гибким и позволять обучающемуся, педагогу выбирать метод решения поставленной задачи, исходя из конкретных требований к результату и процедуре обработки данных. При создании методического обеспечения систем АЛП используют методы математического моделирования, имитационные модели объектов и процессов изучения, методы планирования эксперимента.

    Применение автоматизированных учебных пособий способствует изменению методических подходов в обучении. Так дистанционное обучение приводит к тому, что в методике преподавания приходится исходить из современных способов представления компьютерной информации: графиках, мнемосхемах, виртуальных образах изучаемых объектов, анимации и т.д. При этом в учебной деятельности используются электронные обучающие системы, которые можно классифицировать по следующим признакам:

    - по назначению (целевое использование и характер решаемых задач);

    - проблемно-тематической ориентации (область применения, отрасль знаний);

    - территориальной удаленности объектов системы АЛП от пользователей (вид применяемой пользовательской сети);

    - способу реализации изучаемого объекта системы АЛП.  подробнее

    Требования к учебно-методическому сопровождению образовательных программ, использующих дистанционные образовательные технологии
    Согласно Приказу Минобранауки РФ от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных технологий» образовательное учреждение вправе использовать такие технологии обучения при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой.

    При этом каждый участник образовательного процесса с использованием дистанционных технологий должен иметь свободный доступ к учебно-методическому комплексу каждой дисциплины.

    Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам и оформлено как на электронном носителе, так и на бумажном.

    Данный комплекс, как правило, состоит из: учебного плана образовательного учреждения; учебного плана обучающегося; программы учебного предмета (дисциплины, учебного курса); учебника по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу); практикума или практического пособия; тестовых материалов для контроля качества усвоения материала; методических рекомендаций для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса); организации самоконтроля, текущего контроля; учебных (дидактические) пособий и задачников, позволяющих обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.

    Указанный выше приказ от 6.05.2005 г. № 137 допускает использование дистанционных образовательных технологий по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты. Учебно-методическое обеспечение данных образовательных программ должно осуществляться с использованием существующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования.  подробнее

    Учебная нагрузка обучающихся в профессиональных учебных заведениях
    Согласно типовым положениям об образовательных учреждениях профессионального обучения учебная нагрузка обучающихся, продолжительность учебных занятий и каникулярного времени различны.

    Учебная нагрузка у обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и у студентов учреждений среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. А вот у студентов высших учебных заведений недельная нагрузка определяется аудиторными часами и часами на самостоятельную подготовку и зависит от той образовательной программы, которую они осваивают в рамках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

    Время работы на производственной практике обучающихся в профессиональных учебных заведениях не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников.

    Для всех видов аудиторных занятий в учреждениях начального и среднего профессионального образования академический час устанавливается продолжительностью не более 45 минут. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставами образовательных учреждений на основе рекомендаций органов здравоохранения.

    В высшей школе академический час устанавливается Уставом высшего учебного заведения в пределах 45 - 50 минут.

    А вот каникулярное время сокращается по мере роста профессиональной подготовки. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулы составляют – 10 недель в год при сроке обучения более одного года; в учреждениях среднего профессионального образования - 8 - 11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель. У студентов вузов каникулы бывают не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

    Каникулы для студентов устанавливаются не менее двух раз в течение полного учебного года.

    В высшем учебном заведении для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).  подробнее


        [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer