Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Учащийся


Прием в образовательное учреждение

Перевод в другую школу/ другой класс

Аттестация учащихся

Дисциплина труда учащегося (поощрения, взыскания)

Жизнь и здоровье

Летний отдых

Режим и условия обучения

Дисциплина труда учащихся
В педагогике дисциплина является качественной характеристикой порядка, организованности. Под школьной дисциплиной понимают соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативна и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей.  подробнее

  • Примерные локальные акты о дисциплине труда учащихся.doc (application/msword, 74240 байт)
  • Инспекционный (внутришкольный) контроль
    Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указов, распоряжений руководителей, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу. Инспекционный контроль осуществляется руководителем образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, заведующими кафедр, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденного плана контроля. В общеобразовательном учреждении такая инспекционная проверка носит название внутришкольного контроля. Он может быть представлен следующими типами: административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль, самоконтроль.

    Виды и формы внутришкольного контроля должны быть отражены в локальных актах образовательного учреждения (Уставе, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка). Если данные проблемы не нашли отражения в документах школы, то опираются на "Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях". Данным документом предусматриваются методы документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Цель внутришкольного контроля - предоставление информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков работы для исправления ситуации, оказание методической и практической помощи учителям.

    В ходе контроля может проверяться: работа отдельного педагога (фронтальный контроль), работа педагогического коллектива с отдельным классом (классно-обобщающий контроль), проверка работы по конкретному направлению учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения (тематический контроль).  подробнее

    Категории детей в нормативных правовых актах
    В нормативных правовых актах Российской Федерации дети как субъекты правоотношений представлены несколькими категориями. Так в российском законодательстве есть специальные нормы в отношении детей, одаренных детей; детей-инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, проживающих в районах Крайнего севера; детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС; детей, прибывших без родителей из зон военного и межнационального конфликтов; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей, имеющих недостатки в психическом и(или) физическом развитии; детей-жертв вооруженных конфликтов экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей-жертв насилия; детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; детей с отклонениями в поведении; детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; детей-беспризорников; детей-безнадзорников; детей из многодетных семей. Соответствующие нормы правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей, лиц их заменяющих.

    С 1991 года в Российской Федерации было принято более 140 законов и подзаконных актов по проблемам защиты прав детей.  подробнее

  • Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.doc (application/msword, 39936 байт)
  • Образовательный кредит
    Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты обучения учебном заведении (вузе, школе, ссузе и т.п.). Обычно образовательные кредиты предоставляются гражданам для оплаты ими обучения в отечественном учебном заведении (Например, данное требование - одно из условий предоставления образовательного кредита Сбербанком России).

    Согласно российскому законодательству взять образовательный кредит могут: представители учащегося - родители, усыновители, попечители и другие физические лица, принимающие участие в оказании помощи учащемуся в получении образования, а с 14 лет и сам учащийся. Они несут солидарную ответственность за погашение кредита и причитающихся за его пользование процентов, Размер кредита, срок кредитования определяется платежеспособностью заемщиков, стоимость обучения в учебном заведении, а также наличием государственных гарантий по возврату образовательных кредитов. Для подтверждения платежеспособности заемщика банк требует финансовое обеспечение кредита или иные гарантии возврата кредита, например, гарантии со сторон государства. В качестве обеспечения возврата кредита могут выступать: залог ликвидного имущества (объект недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, эмитированных государством и банком и др.) и поручительство. Система образовательных кредитов вводится прежде всего для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на среднее и высшее профессиональное образование и постепенно перейти к ситуации, когда ссузы и вузы финансируется в основном за счет взимаемой ими платы за обучение.

    Лимит кредитования определяется банком исходя из платежеспособности представителя учащегося или суммарной платежеспособности представителей учащегося и предоставленного обеспечения. Банк может учитывать доходы представителя учащегося, полученные по нескольким местам работы (но не более двух).

    Максимальный лимит кредитования не превышает 70% стоимости обучения за полный период обучения в образовательном учреждении или за период до окончания учащимся образовательного учреждения в соответствии с договором о подготовке специалиста. Возможно рассмотрение заявления учащегося на получение кредита до сдачи им вступительных экзаменов.

    Любую сумму кредита в рамках невозобновляемой кредитной линии банк выдает после внесения созаемщиком на вклад «До востребования Сбербанка России» в банк денежной суммы, составляющей не менее 30% стоимости обучения за платежный период, либо оплаты образовательному учреждению вышеуказанной суммы.

    Срок кредита - в зависимости от срока обучения и срока возврата кредита, но не более 11 лет. На время обучения учащегося по желанию созаемщиков банком может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга (льготный период), в течение которой ежемесячно уплачиваются только проценты за пользование кредитом.

    Погашение основного долга по кредиту в течение 5 лет равными долями (или по графику платежей) с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания учащимся образовательного учреждения, одновременно с процентами.  подробнее

    Обязанности и ответственность обучающихся
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предъявляемых к учащимся по вине обучающегося, наступает ответственность самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

    Учащиеся обязаны:

    выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

    бережно относиться к имуществу;

    уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

    выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

    За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ "Об образовании", правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется за совершение противоправных действий учеником, грубое неоднократное нарушение устава учреждения, если ему исполнилось 14 лет. Если же правонарушителем является лицо, не достигшее 14 лет, то его отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Помимо этого к дисциплинарным взысканиям относят: замечание учащемуся, выговор, строгий выговор с занесением в личное дело и другие меры, которые должны быть отражены в уставе образовательного учреждения.

    За причинение вреда имуществу образовательного учреждения возникает юридическая ответственность, регулируемая гражданским законодательством. Ст.1078 определяет, что причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать своих действий. Ст.1064 ГК РФ определяет, что вред возмещается родителями (законными представителями) если вина обучающегося, которому еще не исполнилось 14 лет доказана.

    Если учащийся в общественных местах (например, в образовательном учреждении) совершает мелкое хулиганство (например, нецензурная брань, оскорбительное приставание), либо распивает спиртные напитки, то в этом случае возникает административная ответственность, регулируемая нормами административного права.  подробнее

    Особенности учебной практики в среднем специальном учебном заведении
    Производственная (профессиональная) практика согласно Постановлению Правительства РФ от 3.03.2001 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» является одним из основных видов учебных занятий.

    Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

    Приказ Минобразования России от 21.07.1999 г. № 1991 «Об утверждении положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования» выделяет в производственной практике студентов следующие этапы:

    практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);

    практика по профилю специальности (технологическая);

    практика преддипломная (квалификационная или стажировка).

    Содержание всех этапов производственной (профессиональной) практики определяется примерной программой производственной (профессиональной) практики. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Производственная (профессиональная) практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.  подробнее

    Отчисление из образовательного учреждения
    Закон РФ "Об образовании" в ст. 19 предусматривает исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения только по решению органа управления образовательного учреждения за совершение неоднократно грубых нарушений устава образовательного учреждения.

    Исключение из образовательного учреждения - это крайняя мера дисциплинарного взыскания, допускаемая в отношении обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет.

    Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства, комиссии по делам несоершеннолетних и защите их прав.

    Процедура исключения обучающегося из образовательного учреждения оформляется приказом, объяснительными записками, протоколами индивидуальной работы с обучающимся и его родителями, фиксацией фактов неоднократных грубых нарушений устава и обязывает образовательное учреждение в течение в трех дней с момента принятия решения проинформировать об этом органы местного самоуправления, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы местного самоуправления (органы управления образованием, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства) совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

    Закон РФ "Об образовании" ограничивает пребывание обучающихся в общеобразовательном учреждении. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения по достижении ими восемнадцати лет отчисляются из учреждения.

    Исключение составляют только дети и подростки с отклонениями в развитии; подростки с девиантным (общественно опасным) поведением; граждане, содержащиеся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях. Срок пребывания в общеобразовательных учреждениях для них может быть увеличен.

    Типовым положением об учреждении начального профессионального образования предусмотрено, что порядок отчисления из учреждения определяется его Уставом.

    В учреждениях среднего профессионального образования отчисление из учебного заведения допускается в отношении студентов, не выполнивших учебный план по специальности в установленные сроки по неуважительной причине. Исключение студентов из учреждения допускается за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка.

    Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.  подробнее

    Питание учащихся образовательных учреждений
    Все категории учащихся образовательных учреждениях нуждаются в организации дополнительного (промежуточного) питания. Под организацией такого питания понимают реализацию пищевых продуктов в столовых, буфетах, барах, с отдельных прилавков, а также на иных торговых точках на территории образовательных учреждений в качестве буфетной продукции.

    Общая ответственность за формирование ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации дополнительного питания учащихся, возлагается на руководителя образовательного учреждения.

    Дополнительное питание обучающихся в своем ассортименте должно включать различные соки (плодовые и овощные) и напитки – в первую очередь витаминизированные - как промышленные, готовые к употреблению, так и сухие и быстрорастворимые, которые готовятся за 3 часа до реализации. В питание должны всегда входить молочные продукты или какао с молоком.

    Наименее предпочтительны для реализации в столовых кондитерские изделия. Не допускается использовать в питании детей и подростков кулинарные жиры, газированные напитки, соусы типа майонеза, острые соусы, закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты, сыры острых сортов, костные и грибные бульоны, т.ч. пищевые концентраты на их основе, пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов.

    Для организации дополнительного питания в образовательных учреждениях необходимо соблюдать условия реализации пищевых продуктов. К ним относятся: рациональная организация торгового места, хранения продуктов, обработки столовой и чайной посуды. Пищевые продукты, которые не допускается или не рекомендуется использовать в питании детей и подростков, могут реализовываться только с отдельных торговых точек или непосредственно в учительских.  подробнее

    Повторное обучение
    В соответствии со ст.17 п.4 Закона РФ "Об образовании" на ступени начального общего и основного общего образования оставляются на повторное обучение и не переводятся в следующий класс обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам.

    Такая процедура осуществляется по усмотрению их родителей (законных представителей). В каждом отдельном случае педагогический коллектив решает проблему пребывания учащегося в данном классе совместно с родителями.

    Помимо оставления на повторное обучение в обычном классе общеобразовательное учреждение предоставляет возможность таким учащимся продолжить образование:

    - в классах компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения;

    - в форме семейного образования.

    Если несовершеннолетний обучающийся IX класса был не допущен к государственной (итоговой) аттестации, или выпускник XI класса не прошел государственную (итоговую) аттестацию, то в отношении таких учащихся действует общее правило, установленное законом РФ "Об образовании". По усмотрению родителей они могут быть оставлены на повторное обучение или получить справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

    Выбор формы или вида дальнейшего обучения осуществляют родители (законные представители) обучающегося.

    В суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны РФ на повторное обучение могут быть оставлены только обучающиеся, не усвоившие учебные программы вследствие болезни.  подробнее

    Порядок пользования библиотекой
    При пользовании библиотечным фондом существует несколько правил пользования услугами библиотеки, ее специализированных отделов (абонементом, читальным залом) и компьютерами, расположенными в библиотеке.

    Порядок пользования библиотекой:

    а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

    б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

    в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

    в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

    Порядок пользования абонементом:

    а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

    б) максимальные сроки пользования документами:

    - учебники, учебные пособия - учебный год;

    - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

    - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

    в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

    Порядок пользования читальным залом:

    а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

    б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

    Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

    а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;

    б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

    в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

    г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

    д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.  подробнее


        [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    впередвперед


    Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer