Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Учащийся » Режим и условия обучения


Особенности учебной практики в среднем специальном учебном заведении
Производственная (профессиональная) практика согласно Постановлению Правительства РФ от 3.03.2001 г. № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» является одним из основных видов учебных занятий.

Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

Приказ Минобразования России от 21.07.1999 г. № 1991 «Об утверждении положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования» выделяет в производственной практике студентов следующие этапы:

практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);

практика по профилю специальности (технологическая);

практика преддипломная (квалификационная или стажировка).

Содержание всех этапов производственной (профессиональной) практики определяется примерной программой производственной (профессиональной) практики. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Производственная (профессиональная) практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.  подробнее

Повторное обучение
В соответствии со ст.17 п.4 Закона РФ "Об образовании" на ступени начального общего и основного общего образования оставляются на повторное обучение и не переводятся в следующий класс обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам.

Такая процедура осуществляется по усмотрению их родителей (законных представителей). В каждом отдельном случае педагогический коллектив решает проблему пребывания учащегося в данном классе совместно с родителями.

Помимо оставления на повторное обучение в обычном классе общеобразовательное учреждение предоставляет возможность таким учащимся продолжить образование:

- в классах компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения;

- в форме семейного образования.

Если несовершеннолетний обучающийся IX класса был не допущен к государственной (итоговой) аттестации, или выпускник XI класса не прошел государственную (итоговую) аттестацию, то в отношении таких учащихся действует общее правило, установленное законом РФ "Об образовании". По усмотрению родителей они могут быть оставлены на повторное обучение или получить справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

Выбор формы или вида дальнейшего обучения осуществляют родители (законные представители) обучающегося.

В суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны РФ на повторное обучение могут быть оставлены только обучающиеся, не усвоившие учебные программы вследствие болезни.  подробнее

Порядок пользования библиотекой
При пользовании библиотечным фондом существует несколько правил пользования услугами библиотеки, ее специализированных отделов (абонементом, читальным залом) и компьютерами, расположенными в библиотеке.

Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия - учебный год;

- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

- периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.  подробнее

Привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой
В соответствии с п.14 ст.50 закона "Об образовании" привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т.п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

Привлечение обучающихся к трудовой деятельности должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97).  подробнее

Профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов
В письме департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» представлены модели организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана обучающихся (ИУП).

Обучение учащегося в рамках (ИУП) организуется в зависимости от модели профильного обучения.

Оно может быть организовано как внутришкольное профильное обучение. При такой модели образовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) или многопрофильным (организовывать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся в полной мере возможность реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.

Другая модель профильного обучения предусматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В одном случае модель обучения представляет собой объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. Такой центр берет на себя обучение по всем программам профильного обучения. В другом случае взаимодействие учреждений построено на паритетной кооперации. В таком объединении учреждений участвуют не только учреждения общего, но и дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащемуся предоставляется возможность выбрать способ профильного обучения не только в том учреждении, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы и др.).  подробнее

Расследование и учет несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками
Для установления единого порядка расследования и учета несчастных случаев, произошедших во время учебно-воспитательного процесса в 1990 году Государственный комитет СССР по народному образованию ввел в действие «Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР». Данный документ действителен и в настоящее время.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи: травмы, острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов, травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, поражения молнией, повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры, а также иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях.

Учету подлежат все несчастные случаи, произошедшие во время учебных занятий, внеаудиторных и внеклассных мероприятий, проводимых в соответствии с учебными, научными и воспитательными планами, а также при проведении мероприятий, проводимых педагогическими работниками, назначенными для этих целей приказом руководителя учреждения, в выходные, праздничные и каникулярные дни.

К таким мероприятиям относятся производственная и учебная практики, общественно полезный производительный труд, пребывание в студенческих отрядах, лагерях труда и отдыха, проведение соревнований, тренировок, экскурсий, походов, организованных учреждением в установленном порядке.  подробнее

Специальное расследование несчастных случаев с учащейся молодежью
Специальному расследованию подлежат:

-групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими, независимо от тяжести телесных повреждений;

-несчастный случай со смертельным исходом.

Расследование таких случаев проводится в течение 10 дней специальной комиссией, в состав которой входят: руководитель образовательного учреждения, руководитель органа управления образованием или его заместитель, сотрудники отдела охраны труда, инженер по технике безопасности учебного заведения, инспектор по охране труда и здоровья органа образования.

Расследование группового несчастного случая с особо тяжелыми последствиями (при котором погибли пять и более человек) проводится комиссией назначаемой руководителем федерального органа управления образованием. Такие случаи обязательно рассматриваются на коллегиях республиканских органов образования.  подробнее

Учебная нагрузка обучающихся в профессиональных учебных заведениях
Согласно типовым положениям об образовательных учреждениях профессионального обучения учебная нагрузка обучающихся, продолжительность учебных занятий и каникулярного времени различны.

Учебная нагрузка у обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и у студентов учреждений среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. А вот у студентов высших учебных заведений недельная нагрузка определяется аудиторными часами и часами на самостоятельную подготовку и зависит от той образовательной программы, которую они осваивают в рамках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Время работы на производственной практике обучающихся в профессиональных учебных заведениях не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников.

Для всех видов аудиторных занятий в учреждениях начального и среднего профессионального образования академический час устанавливается продолжительностью не более 45 минут. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставами образовательных учреждений на основе рекомендаций органов здравоохранения.

В высшей школе академический час устанавливается Уставом высшего учебного заведения в пределах 45 - 50 минут.

А вот каникулярное время сокращается по мере роста профессиональной подготовки. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулы составляют – 10 недель в год при сроке обучения более одного года; в учреждениях среднего профессионального образования - 8 - 11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель. У студентов вузов каникулы бывают не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Каникулы для студентов устанавливаются не менее двух раз в течение полного учебного года.

В высшем учебном заведении для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).  подробнее

Формы организации профильного обучения
Профильное обучение, осуществляемое в ряде регионов Российской Федерации, может быть реализовано в различных организационных формах обучения. В практике образовательных учреждений возможна реализация нескольких видов форм профильного обучения:

- профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

- профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

- профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

- профильные группы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

- индивидуальное обучение учащихся по специальной программе.

Наполняемость профильного класса составляет от 15 до 25 человек. Наполняемость профильной группы от 3 до 7 человек.

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении профильный класс, который функционирует в одной общеобразовательной школе должен быть поделен на две группы при изучении иностранного языка, на занятиях по информатике, при проведении практических работ по физике и химии.  подробнее

Нормы учебной нагрузки обучающихся
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на изучение учебных предметов по ступеням общего образования и учебным годам.  подробнее

Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer