Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу
Коллекция: право в сфере образования Коллекция: право в сфере образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ » Педагог » Аттестация работника


Аттестационные комиссии для аттестации педагогов
Для аттестации педагогических работников органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения образовательных учреждений дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, создаются аттестационные комиссии.

Аттестационная комиссия формируется из числа представителей органов власти, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений и работников образовательных учреждений.

Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник.

Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования.

  подробнее

Аттестация педагогов негосударственных общеобразовательных учреждений
Педагогические работники негосударственных и ведомственных общеобразовательных учреждений могут пройти аттестацию в порядке, установленном Положением об аттестации на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и негосударственным (либо ведомственным) образовательным учреждением, либо самим работником.  подробнее

Высшая квалификационная категория педагога
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Если педагог пожелает досрочно пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, то он обращается в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления ему первой квалификационной категории.

В случае аттестации на высшую квалификационную категорию педагог может предъявить в аттестационную комиссию карту инновационного педагогического опыта и проектную разработку. В карте инновационного педагогического опыта педагог обобщает свой опыт инновационной деятельности.

Защита проектной разработки позволяет оценить степень профессионального мастерства работника, умения определять актуальность проекта, составлять нормативно-правовое и психолого-педагогическое обоснование проекта в реальных педагогических условиях, предполагать результаты проекта, строить заключение по результатам проекта.

По результатам добровольной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

При принятии решения аттестационной комиссией о несоответствии уровня квалификации педагога требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. Если же педагог в ходе аттестации не сможет повысить или не сможет подтвердить свою квалификационную категорию, то он будет направлен руководителем своей организации для прохождения обязательной аттестации. Поскольку эти виды аттестации имеют различный порядок и основания проведения, автоматического признания соответствия педагога занимаемой должности не производится.

Педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, в добавление к указанному может возглавлять методическое объединение, быть заведующим школьной кафедры (структурного подразделения образовательного учреждения), выполнять функции по руководству исследовательскими проектами, быть экспертом при оценке достижений коллег.

  подробнее

Инспекционный (внутришкольный) контроль
Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указов, распоряжений руководителей, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу. Инспекционный контроль осуществляется руководителем образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, заведующими кафедр, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденного плана контроля. В общеобразовательном учреждении такая инспекционная проверка носит название внутришкольного контроля. Он может быть представлен следующими типами: административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль, самоконтроль.

Виды и формы внутришкольного контроля должны быть отражены в локальных актах образовательного учреждения (Уставе, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка). Если данные проблемы не нашли отражения в документах школы, то опираются на "Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях". Данным документом предусматриваются методы документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Цель внутришкольного контроля - предоставление информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков работы для исправления ситуации, оказание методической и практической помощи учителям.

В ходе контроля может проверяться: работа отдельного педагога (фронтальный контроль), работа педагогического коллектива с отдельным классом (классно-обобщающий контроль), проверка работы по конкретному направлению учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения (тематический контроль).  подробнее

Квалификационная категория педагогического работника
Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

Квалификационная категория является существенным фактором при установлении оплаты труда педагогу. Она присваивается педагогу по итогам аттестации сроком на 5 лет и является подтверждением соответствия уровня квалификации педагога требованиям квалификационной категории.

Право на аттестацию и последующее присвоение квалификационной категории предоставляется педагогическим работникам, имеющим помимо соответствующего образования стаж педагогической деятельности. Для аттестации по I категории - не менее 2 лет, для аттестации по высшей квалификационной категории - не менее 2 лет при наличии первой квалификационной категории.

Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением ему квалификационной категории (добровольная аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи.

Установленная педагогу квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Она сохраняется на этот период при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Существенным изменением при установлении квалификационных категорий является отмена взаимоучета квалификационных категорий для разных педагогических должностей. Если ранее допускалось учитывать квалификационную категорию, например, по должности «учитель» для должности «воспитатель», то новый порядок определяет, что для каждой должности возможна только своя квалификационная категория. В силу этого допускается проведение аттестации по всем должностям, которые педагогический работник совмещает в данной организации или выполняет у разных работодателей на условиях совместительства.

Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться работнику оплата труда с учетом присвоенной квалификационной категории.

Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся следующие записи: в графе 1 – порядковый номер вносимой записи; в графе 2 – дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 – «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета); в графе 4 – дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись.

Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209.

  подробнее

Первая квалификационная категория педагога
Добровольная аттестация по форме проведения на первую и высшую квалификационные категории может быть одинаковой, но вот их содержание должно отличаться.

В некоторых аттестационных комиссиях аттестацию педагога, для установления ему первой квалификационной категории, проводят на основе обследования карты результативности педагогической деятельности и анализа видеоуроков (видеозанятий) или мультимедийных презентаций.

Просмотр видеоуроков или мультимедийной разработки учебного занятия позволяют аттестационной комиссии оценить: степень владения учителем современными образовательными технологиями и методиками, а также оценить эффективность их использования на учебном занятии.

По результатам аттестации педагогического работника первая квалификационная категория устанавливается тому педагогу, который владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности; вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеет стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Итогом такой аттестации может быть допуск педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, к работе в гимназических, лицейских, профильных классах, работе с талантливыми детьми. Педагог, имеющий первую квалификационную категорию, может выполнять в образовательной организации роль наставника, разработчика, экспериментатора, исследователя.

  подробнее

Порядок аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах.

Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Применяется такая аттестация, как правило, в отношении лиц, не имеющих квалификационную категорию. Поэтому педагогические работники высших учебных заведений, работающие в дошкольных, общеобразовательных учреждениях или учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не имеющие квалификационной категории будут проходить такую аттестацию на общих основаниях.

Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, т.к. по смыслу Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 она для него является теперь обязанностью. Отметим, что ни один другой нормативный акт не содержит указание на такую обязанность педагогического работника. Однако отказ педагога, не имеющего квалификационной категории, от прохождения обязательной аттестации может рассматриваться как нарушение дисциплины труда. Результат обязательной аттестации влияет на право педагогического работника работать в данной организации в соответствующей должности.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Результаты этой аттестации влияют на установление размера заработной платы педагога. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия, педагог может не проходить обязательную аттестацию.

  подробнее

Права педагога при прохождении аттестации
Педагогические работники в период прохождения аттестации пользуются следующими правами:

- пройти аттестацию не реже одного раза в пять лет;

- лично подать заявление о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию до истечения срока действия первой квалификационной категории;

- быть извещенным о графике прохождения индивидуальной аттестации;

- избрать конкретную форму и процедуру аттестации из числа вариативных форм и процедур;

- представлять любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие личную компетентность и эффективность труда аттестуемого;

- лично присутствовать при принятии решения аттестационной комиссии и быть ознакомленным с результатами аттестации сразу же после голосования членов комиссии;

- ознакомиться с выпиской из приказа органа исполнительной власти, осуществляющем управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности при котором создана аттестационная комиссия о присвоении работнику квалификационной категории или подтверждении соответствия занимаемой должности;

- обжаловать процедуру прохождения аттестации в комиссии по трудовым спорам, суде в порядке установленном трудовым законодательством РФ.

  подробнее

Продление срока действия квалификационной категории
Квалификационная категория педагогического работника может быть продлена в исключительных случаях. К ним относят:

временную нетрудоспособность работника; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в командировке по специальности за рубежом; нахождение в длительном отпуске в соответствии со ст.335 ТR РФ и п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании"; возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или уходом работника на пенсию и другие случаи. Продление срока действия квалификационной категории в исключительных случаях осуществляется органами управления образования не более, чем на один год.  подробнее

Решение аттестационной комиссии
По результатам аттестации работника на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– работник – соответствует занимаемой должности;

– работник не соответствует занимаемой должности.

Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают.

В случае признания педагога соответствующим занимаемой должности в Личной карточке работника (форма N Т-2), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, в разделе IV «Аттестация» необходимо указать результат проведенной аттестации.

Запись оформляется следующим образом: дата аттестации, решение комиссии: «Соответствует занимаемой должности учителя физики», номер протокола, дата составления протокола, основание: «дата и номер приказа».

В случае признания педагога по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести учителя с его письменного согласия на другую имеющуюся в образовательной организации работу, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).

В трудовой книжке в случае увольнения должна быть проведена запись основания увольнения: «Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

По результатам аттестации педагогов на квалификационную категорию аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Решение аттестационной комиссии отражается в протоколе заседания комиссии, в аттестационном листе аттестуемого, в приказе руководителя образовательного учреждения, в трудовой книжке работника.

В трудовую книжку работника вносятся записи о присвоении первой (высшей) квалификационной категории по должности "учитель" (без указания преподаваемого предмета). Например, "Присвоена первая квалификационная категория по должности "учитель".

  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer